Как правильно принять бензовоз

НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ АЗС

Проверка соответствия качества и количества нефтепродукта

Результаты измерения температуры продукта в автоцистерне должны быть отмечены в товарно-транспортной накладной и сменном отчете. В товарно-транспортной накладной должно быть указано время (часы и минуты), когда налита автоцистерна.

Перед сливом нефтепродукта в резервуар оператор отбирает пробу из отстойника автоцистерны на наличие воды и механических примесей в нефтепродукте. Проба берется в стеклянную тару, к которой прикрепляется табличка с указанием номера АЗС , марки нефтепродукта, номера товарно-транспортной накладной, номера автоцистерны, ФИО водителя и оператора, даты, плотности и температуры нефтепродукта, номера резервуара. Проба хранится на АЗС до следующего слива нефтепродукта в данный резервуар.

В опломбированных автоцистернах подтоварную воду не проверяют, а проверяют сохранность пломб.

В автомобильной цистерне, не имеющей посантиметровой градуировочной таблицы, уровень нефтепродукта не замеряется, а объем определяется по паспорту цистерны и полноте ее заполнения. В этом случае оператор поднимается на цистерну и проверяет количество нефтепродукта. Цистерна должна быть заполнена по планку (на горловине цистерны приваривается планка, указывающая уровень наполнения цистерны). При отклонении уровня бензина в автоцистерне от планки (контрольной риски), например, из-за колебания температуры нефтепродукта в пути измерение объема нефтепродукта в пределах горловины цистерны следует определять с учетом коэффициентов объемного расширения. При отсутствии расхождения между количеством нефтепродуктов, указанным в товарно-транспортной накладной и определенным в результате измерений в транспортных средствах или узлами учета при приемке, оператор расписывается в накладной, один экземпляр которой остается на АЗС, а три возвращаются водителю, доставившему нефтепродукт.

Слив автоцистерн

Правилами защиты от статического электричества предусматривается заземление автоцистерны перед сливом из нее нефтепродуктов. Из-за опасности искрообразования, при подсоединении «заряженной» автоцистерны к заземляющему устройству заземление необходимо выполнять вне взрывоопасной зоны медным проводом, причем его сначала необходимо присоединить к автоцистерне, а затем к специальному выводу заземляющего контура АЗС с помощью болтового зажима.

Автоцистерна устанавливается по ходу движения автотранспорта, и для нее должен быть обеспечен свободной выезд на случай аварийной ситуации.

Во время слива не допускается движение автотранспорта на расстоянии менее 8 м от сливных муфт резервуаров.

Нефтепродукты, доставленные на автозаправочную станцию в автомобильных и железнодорожных цистернах, должны быть слиты полностью. Оператор, принимающий нефтепродукт, должен лично убедиться в этом, осмотрев цистерны после слива.

В процессе приема нефтепродуктов, оператор обязан следить за уровнем продукта в резервуаре, не допуская переполнения резервуара и разлива нефтепродукта.

Нефтепродукты сливают из цистерны через сливной фильтр самотеком или под напором.

Запрещается принимать нефтепродукты при следующих условиях:

  • неисправность сливного устройства автомобильной или железнодорожной цистерны;
  • отсутствие или нарушение пломбировки на железнодорожной цистерне;
  • неправильное оформление товарных и отгрузочно-транспортных документов;
  • недостача нефтепродуктов;
  • содержание воды в нефтепродуктах;
  • присутствие в нефтепродукте других примесей и явное сомнение в соответствии качества нефтепродукта требованиям стандарта.

Отпуск нефтепродукта из резервуара, в который сливается нефтепродукт, прекращается до окончания слива.

Операции по окончании слива

После окончания приема нефтепродукта выключается перекачивающий насос (если слив осуществляется не самотеком), закрываются запорные вентили автоцистерны и перекачивающего устройства, сливной рукав автоцистерны отсоединяется от перекачивающего устройства, остатки нефтепродукта из шланга автоцистерны сливаются в ведро, закрываются крышкой муфта сливного устройства резервуара и колодец, заземляющее устройство отключается от автоцистерны.

Приемка расфасованных нефтепродуктов

Нефтепродукты, расфасованные в мелкую тару, должны транспортироваться в упаковке, исключающей разлив нефтепродуктов, порчу тары и этикеток.

При приеме нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару, оператор проверяет число поступивших мест и соответствие трафаретов данным, указанным в товарно-транспортной накладной.

Приемка отработанных масел

Отработанные масла принимаются от индивидуальных владельцев транспортных средств дежурным оператором.

Учет принятых отработанных нефтепродуктов ведется в специальных журналах.

Как не быть обманутым при приемке топлива?

На крупных автотранспортных предприятиях, которые предпочитают закупать горючее оптом для своих собственных АЗС, актуальна проблема корректной приемки поступающей продукции. Обман возможен как со стороны водителя бензовоза, так и со стороны техника-приемщика.

Правила приемки топлива

Перед закачкой горючего надо выяснить, каковы его запасы в вашем баке. Распространена схема мошенничества, при которой сотрудник записывает заниженное значение с целью хищения солярки или бензина. Позже, когда после залива топлива в емкость выявится его недостача, она будет списана на водителя бензовоза. Противостоять мошенничеству просто: надо замерить остатки, не уведомляя его о предстоящей доставке дизельного топлива — тогда мошенник не успеет ничего предпринять.

По прибытию цистерны необходимо:

  • убедиться в целостности пломб на вентиле слива и крышке;
  • заменить уровень горючего — внутри есть специальные мерочные риски;
  • попросить водителя бензовоза предъявить калибровочный паспорт на цистерну.

О мошенничестве могут свидетельствовать следующие признаки:

  • уровень топлива существенно ниже мерочных планок;
  • нарушены пломбы — это говорит о том, что во время транспортировки цистерну вскрывали;
  • отсутствие документации — явный показатель того, что представителю поставляющей дизельное топливо организации есть что скрывать.

Важный этап приемки горючего — слив остатков из шланга в специальные емкости. Необходимость этой процедуры обусловлена спецификой наполнения стоящих на земле баков: в шланге может накапливаться до 30-50 л горючего. После полного слива дизельного топлива или бензина необходимо проверить, чтобы внутри цистерны ничего не осталось. Очень важно позаботиться о том, чтобы площадка для слива была ровной, так как при расположении цистерны под уклоном в ней будет оставаться определенное количество горючего.

Дополнительные меры предосторожности

Как правило, топливо по безналу скупают крупными объемами, что в некоторой мере упрощает деятельность мошенников — пропажу нескольких десятков литров удается выявить не всегда. Вы усложните их «работу», если выполните следующие действия:

  • сверка объема в накладной с фактическим;
  • регулярная калибровка емкости;
  • корректное заполнение документации — в ней следует указывать фактический объем залитого топлива.

Если факт мошенничества доказан, это достаточный подов отказаться от оплаты топлива. Деньги за него перечислены? Значит, придется предъявлять претензию поставщику в предусмотренном договором порядке и требовать, чтобы он оплатил недостающий объем.

Изменения в сети обслуживания карт литровой и рублевой программы:

Информация о начале перехода на межсезонное и зимнее дизельное топливо

Информация о начале перехода на межсезонное и зимнее дизельное топливо.

Изменения в сети обслуживания карт литровой и рублевой программы:

Петербургская топливная компания вошла в состав корпорации «Роснефть»

На днях компания «Роснефть» заявила о покупке полного пакета акций Петербургской топливной компании (ПТК).

Завершен очередной этап модернихации РНПК

«Роснефть» усовершенствовала «цифровой завод» РНПК: в систему встроена новая установка гидроочистки дизельного топлива.

Новый бензин «Евро 6» от Роснефти появится еще в трех регионах России

Роснефть продолжает наращивать производство и реализацию бензина АИ-95-К5 «Евро 6» всё в большем количестве регионов России.

© ООО «РусПетрол», 2007-2019

Воспроизведение материалов сайта
допускается с согласия владельца

Основные мероприятия оператора при прибытие бензовоза;

— КЭМ — код экстренных мер:

— 3 — применяется распылённая вода — для охлаждения ёмкости

— 4 — применяется пена

— 5 — не допустить попадания в сточные воды и водоемы

— К — комплект защитной одежды

— Э — эвакуация людей

№ ООН — цифровой номер опасного груза в системе стран организации объединённых наций:

ЛВЖ — легко воспламеняющаяся жидкость

3 — класс опасности — определяется температурой вспышки.

Вся информация наносится термостойкой краской, устанавливается на бампере с правой стороны по ходу движения, ещё одна сзади на корпусе цистерны в свободном месте.

Если бензовоз (ППЦ) многосекционный, то дополнительно устанавливаются на корпусе.

Глушитель на бензовозе находится спереди, под радиатором, должен быть исправным и иметь искрогаситель, который имеет вид металлического цилиндра с отверстиями и крепиться хомутом к выхлопной трубе.

  1. убедиться в исправности сливных устройств бензовоза
  • трубопроводы бензовоза
  • запорная арматура бензовоза
  • рукава (шланги) бензовоза
    всё это должно быть целым не иметь видимых отпотеваний (влаги — конденсата), что свидетельствует об износе труб.

Рукава бывают двух видов: РБС – рукав бензомаслостойкий спиральный (он универсальный); РБГ – рукав бензомаслостойкий гладкий.

РБС – применяется для слива и закачивания нефтепродукта, имеет корпус усиленный стальной проволокой

РБГ – применяется только для слива (на выдачу НП на ТРК) корпус мягкий.

· рукава должны иметь 2 наконечника из неискрообразующего материала, которые вставляются внутрь рукава с помощью наконечника и плотно крепятся хомутами или соединяется замком.

· внутри рукава по всей длине между наконечниками устанавливается проводник для отвода статического заряда (медный провод). В современных рукавах проводником является графит.

· все рукава подвергаются ежегодной поверке на избыточное давление и на исправность заземляющего устройства.

  1. Убедиться в наличии и соответствии заземляющих устройств (ЗУ) бензовоза

— ПЗУ – подвижное заземляющее устройство – представляет собой металлическую цепь, которая крепиться по корпусу цистерны, а второй конец находится на земле не менее 10 см.; предназначено для отвода статистического заряда во время движения бензовоза.

— СЗУ – стационарное заземляющее устройство – представляет собой медный или стальной проводник, который крепиться по корпусу цистерны, а второй конец крепиться к ЗУ на АЗС: предназначен для отвода статистического заряда во время слива НП (часто можно встретить автоматическое ЗУ на АЗС, на котором установлен автоматический замок, запитанный на приёмный электромагнитный клапан).

  1. Убедиться в наличии пожарного оборудования
Читать еще:  Правильно устанавливают память ddr2

— должно быть, 2 ОУ или ОП не менее 5л.; один устанавливается в кабине водителя, второй – снаружи в свободном месте, если бензовоз с прицепом, то третий – на прицепе

— ящик с песком не менее 25 кг.

  1. Убедиться в исправности подъемных лестниц и рабочей площадки
  2. Получить у водителя и проверить документы

Водитель обязан предъявить следующие документы:

· ТТН – товарно-транспортную накладную

· ПК – паспорта качества на все виды топлива, которые он привёз, а так же сертификаты

· КП – калибровочный паспорт на ёмкость

  1. совместно с водителем произвести определение количества и качества НП

1) подняться наверх бензовоза

2) открыть крышку горловины и оценить состояние планки

Планка – представляет собой металлический уголок, который приварен к внутренней стороне горловины, который определяет калибр данной ёмкости, должен совпадать с КП – калибровочным паспортом

3) сверить показания количества НП в ТТН с фактическим наличием в килограммах, т.е. найти фактическую массу НП

согласно ГОСТ 8. 595 m=V * ρ

V находим двумя способами:

· статический – вручную метроштоком или электронным измерительным прибором

· гидростатический – слив НП через счетное устройство

Если уровень НП касается планки, то он имеет V = калибру цистерны. Если уровень НП выше или ниже планки, то для определения V применяется расчетный метод: определить площадь, которую занимает НП в горловине люка относительно калибровочной планки (или выше или ниже)

если горловина в форме круга, то площадь круга: S = πR2 , где:π=3,14159. R — радиус окружности (R = Ø /2); если горловина имеет форму прямоугольника, то S прямоугольника: равна произведению сторон, прилежащих к одному углу: S = a·b.)V = S * H (высота метроштока)

4) пробы из автоцистерн и ЖД цистерн отбираются на расстоянии 1/3 Ø от нижней образующей (если ØАЦ = 1,5 м., то 50см. – это значит, рулетка будет опущена в НП до отметки в 1м.)

Условие: В ТТР указаны:

ρ факт. (ареометром) = 0,730 кг/м3.;

Необходимо определить фактическую массу НП, выявить излишек или недостачу в рублях и литрах.

Решение: Масса нефтепродукта определится по формуле: m=V * ρ

m факт. = 5000 л * 0,730 кг/м3 = 3650 кг.

m ТТН — m факт. = 3700 — 3650 = 50 кг. = недостача

недостача в л. = V = m/ρ 50 кг. / 0,730 кг/м3 = 68,5 л.

согласно ГОСТ 50 – 913 допустимая погрешность на АЦ составляет +-0,1%

следовательно, вычитаем погрешность 68,5 л. – 5 л. = 63,5 л. поэтому

недостача в руб. = 63,5 л. * 23 руб. = 1460,5 руб.

  1. Согласно инструкции по сохранению качества НП № 231 при приёме НП на АЗС, оператор обязан произвести приёмо-сдаточный анализ

Для определения цвета, наличия воды и механических примесей необходимо иметь:

  • 0,5 л. прозрачную стеклянную банку с рукояткой из стальной проволоки вокруг горлышка
  • водочувчтвительную пасту или перманганат кали (марганцовка)

производим действия: из отстойника цистерны набираем НП и оцениваем

— цвет на просвет

— примеси – будут скапливаться на дне банки

— вода будет видна на дне в виде границы цветов или в виде серебряных шариков;

Если такими способами наличие воды определить не удалось, то применяется марганцовка – берется несколько кристалликов и бросается в банку с НП если они растворились, то вода есть; Иначе используем водочувчтвительную пасту, наносим её на всю длину метроштока и под углом в 45° в цистерну, если вода присутствует, то на пасте проявятся фиолетовые пятна от капель воды.

— плотность ρ при t = 20 0С (как указано накладной) находим согласно ГОСТ 3900 85 (методы определения плотности), в котором ориентируемся по таблице перевода

Таблица перевода плотности при температуре испытания в плотность при 20 °С

Согласно расчету по таблице и данным из нашего примера

ρ ПК = 0,745 кг/м3, при t = 20 0С;

ρ факт = 0,730 кг/м3, при t = 25 0С

соответствует ГОСТу как:

ρ ПК = 0,734 кг/м3, при t = 20 0С;

разница между ними составляет:

0,730 кг/м3 – 0,734 кг/м3 = 0,004 кг/м3 при t = 20 0С

Погрешность по ГОСТ составляет не более 0,002 кг/м3

Из чего можно сделать расчет

0,004 кг/м3 — 0,002 кг/м3 = 0,002 кг/м3

и вывод, что фактическое качество НП по плотности не соответствует качеству, заявленному в ПК и отличается на 0,002 кг/м3

  1. Произвести окончательный слив НП

Сливаются остатки НП со всего оборудования бензовоза (насос, трубопроводы, фильтры, счетные устройства, рукава) бензовоза, для слива остатков из цистерны применяются наклонные устройства (наезные мосты или пневмо-системы). Дается время 15-20 мин. Для отстоя НП в резервуаре, после чего делается повторный замер, который дает возможность убедиться в том, что весь НП попал в резервуар. Во время приёма НП отпуск через ТРК запрещён.

Оператор должен произвести записи в следующих документах:

  • в сменном отчете – поступило за смену
  • в журнале учета, поступивших НП – заполняются с 1 по 17 строки по приёму НП
  • подписывается экземпляр ТТН – отдается водителю
  • акт приёма НП с недостачей, в том случае недостача выявлена —

— составляется в свободной форме в 3 –х экземплярах (водителю, в бухгалтерию, оператору АЗС)

— подписывается водителем и оператором

  1. НП не принимается если:
  1. Не исправлены приёмные устройства АЗС
  2. Не укомплектованы средства пожаротушения АЗС
  3. Бензовоз не соответствует требованиям ГОСТ
  4. Документация на НП не соответствует факту
  5. Качество фактического приемо-сдаточного анализа НП не соответствует качеству, указанному в ПК

Во время приёма бензовоза запрещен подъезд других транспортных средств, ближе, чем на 3 м. запрещён.

1.Перед началом слива нефтепродуктов оператор обязан:

  1. убедиться в исправности технологического оборудования и трубопроводов;
  2. убедиться в исправности резервуара;
  3. прекратить заправку машин из резервуара до окончания слива в него нефтепродукта из цистерны;
  4. измерить уровень и температуру нефтепродукта в резервуаре;
  5. убедиться, что двигатель автоцистерны выключен (при сливе самотеком или насосом АЗС);
  6. отобрать пробу из цистерны и измерить температуру нефтепродукта в ней.

2.Результаты измерения температуры продукта в автоцистерне должны быть отмечены в товарно-транспортной накладной и сменном отчете. В товарно-транспортной накладной должно быть указано время (часы и минуты), когда налита автоцистерна.

3.Объем и масса нефтепродукта, принятого на АЗС из железнодорожной цистерны, определяются путем измерения уровня, плотности и температуры нефтепродукта в цистерне.

4.Нефтепродукты, доставленные на автозаправочную станцию в автомобильных и железнодорожных цистернах, должны быть слиты полностью. Оператор, принимающий нефтепродукт, должен лично убедиться в этом, осмотрев цистерны после слива.

В процессе приема нефтепродуктов, оператор обязан следить за уровнем продукта в резервуаре, не допуская переполнения резервуара нефтепродукта.

Нефтепродукты сливают из цистерны через сливной фильтр самотеком или под напором.

5.Во время слива не допускается движение автотранспорта на расстояние менее 8 метров от сливных муфт резервуаров АЗС.

6.Весь процесс слива нефтепродукта в резервуар АЗС из автоцистерны должен производиться в присутствии оператора АЗС, который должен следить за герметичностью сливного устройства. При обнаружении утечки нефтепродукта оператор должен немедленно прекратить слив.

Запрещается принимать нефтепродукты при следующих условиях:

  1. неисправность сливного устройства автомобильной или железнодорожной цистерны;
  2. отсутствие или нарушение пломбировки на железнодорожной цистерне;
  3. недостача нефтепродуктов;
  4. содержание воды в нефтепродуктах;
  5. присутствие в нефтепродукте других примесей и явное сомнение в соответствии качества нефтепродукта требованиям стандарта.

7.При отсутствии расхождения между фактически принятым количеством нефтепродукта и количеством, указанным в товарно-транспортной накладной, оператор расписывается в накладной, один экземпляр которой оставляет на АЗС, а три экземпляра возвращает водителю, доставившему нефтепродукты.

При выявлении несоответствия поступивших нефтепродуктов товарно-транспортной накладной, составляется акт на недостачу в трех экземплярах, из которых первый — прилагается к сменному отчету, второй – вручается водителю, доставившему нефтепродукты, а третий остается на АЗС. О недостаче нефтепродукта делается соответствующая отметка на всех экземплярах товарно-транспортной накладной.

8.объем нефтепродуктов, принятых по трубопроводу, товарный оператор нефтебазы и оператор АЗС определяют в присутствии представителя администрации нефтебазы измерением уровня, температуры до перекачки нефтепродукта и после нее, а также уровень подтоварной воды в резервуаре АЗС.

По окончании перекачки нефтепродукта задвижку на трубопроводе от предприятия до АЗС пломбирует представитель администрации предприятия, пломбир хранится у руководителя предприятия.

9. Нефтепродукты, расфасованные в мелкую тару, должны транспортироваться в упаковке.

10.При приеме нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару, оператор проверяет число поступивших мест и соответствие трафаретов данным, указанным в товарно-транспортной накладной.

11.Количество принятых и проданных на АЗС расфасованных нефтепродуктов фиксируется в книге учета движения расфасованных нефтепродуктов, фильтров, запасных частей.

12.Отработанные нефтепродукты принимаются на АЗС без анализа. Слитые из картера двигателя непосредственно на станции отработанные масла принимаются как моторные (ММО), все прочие нефтепродукты — как смешанные (СНО).

13.АЗС, которые принимают отработанные нефтепродукты, должны быть оборудованы эстакадой, сборником и оснащены измерительными приспособлениями для определения объема и массы принимаемых нефтепродуктов.

3.4. Учет нефтепродуктовУчет нефтепродуктов на АЗС осуществляется по:

  • Наличию в резервуарах (учитывается количество нефтепродуктов по каждому резервуару и суммарно по нефтепродуктам каждой марки);
  • Результатам отпуска через топливо-, маслораздаточные колонки;
  • Наличию в технологических трубопроводах;
  • Фасованных по фактическому наличию;
  • Документам, отражающим движение нефтепродуктов и иных товаров

Королевы бензоколонки, или Как мы работали на «Газпромнефть»

Корреспонденты TUT.BY примерили на себя работу на автозаправке. За один день удалось побывать оператором третьего разряда, заправщиком и даже заместителем начальника АЗС. Кроме того, мы узнали, какое непростое дело – приемка бензовоза, и даже потрогали деньги одной крупной нефтяной компании.

Читать еще:  Принять правильное решение максимально

— Только я очень прошу вас все-таки не создать на АЗС коллапс и не сбить стройную работу! – то ли в шутку, то ли всерьез попросил журналисток начальник управления розничных продаж «Газпромнефть-Белнефтепродукт» Борис Станецкий.

Журналисты называют это «испытано на себе». Топ-менеджеры крупных компаний процесс окунания с головой в непосредственно работу с покупателем именуют мудреным японским словом «гемба». Например, если забить в поисковик слова «гемба» и, например, «Газпромнефть», можно увидеть новости о том, как тот или другой высокий начальник этой компании на один день отправляется работать на АЗС и саморучно заправляет автомобили. Белорусских журналистов первыми на пространстве СНГ позвали сделать то же самое.


Инструкцию по технике безопасности проводят не для галочки

Начальник заправки предупреждает о том, что заливать топливо в баки стоит осторожно, не проливая его на автомобили, землю, одежду.

Рассказывает собеседник и о том, как пользоваться большущими огнетушителями, которые стоят возле колонок, раздающих топливо. Каждый из них весит 42 килограмма, но колесики позволяют легко подкатить его к очагу возгорания. Никогда не знаешь, когда будет необходимо использовать средства для тушения пожара.

— Мне когда-то давно пришлось самолично тушить колеса у автомобиля – сбил пламя песком, который находится здесь же, на виду.

Оператор: и кассир, и банкир, и приемщик бензовоза

Мы изучаем памятки для оператора АЗС и заправщика. В небольших листочках приведены речевые обороты, которые сотрудники автозаправки обязаны проговаривать. «Здравствуйте, добрый день, что вам угодно, слушаю вас…». Как говорится, нужное подчеркнуть. Оператору стоит повторять за клиентом номер колонки и количество заправленного топлива, произносить вслух сумму принятой наличности и озвучивать отсчитанную сдачу. Нужно интересоваться у клиента и тем, есть ли у него особая «карта лояльности», позволяющая накапливать баллы с каждой покупки, а потом менять их на все, что реализует АЗС, кроме алкоголя и табака. Кстати, всевозможные карточки отлично помогают сделать случайных клиентов постоянными — водитель будет искать на трассе именно заправку, карта клиента которой лежит в кармане.

Журналиста TUT.BY записывают на сорок минут оператором АЗС 3 разряда, в стажеры к Наталье Рябовой. Одновременно работают два оператора. Они продают клиентам бензин, стеклоомыватели и прочие товары автомобильного (и не очень) толка. На компьютерах операторов – программа, которая позволяет проводить покупки по разным платежным системам. Многих водителей приходится рассчитывать по «Берлио» – электронной платежной системе, которой особенно активно пользуются дальнобойщики. Оплачивая бензин по «Берлио», водитель протягивает оператору не карточку, а особый брелок.

Другой водитель прямо при нас покупает два стеклоомывателя исключительно на накопленные баллы. Да и вообще буквально у каждого третьего на руках — бонусная карта.

Оператору нужно уметь вести расчеты в валюте, которую водители протягивают нередко. А еще же и подлинность каждой купюры нужно проверить.

Режим работы операторов на АЗС – 12 часов. Однако иногда они соглашаются поработать и все 24. Правда, потом трое суток – отсыпные и выходные. Говорят, не хватает сотрудников. Однако сложно представить, как операторы выдерживают столько часов в таком режиме. Например, в 11 утра машин заправлялось вроде бы и немного, однако поток водителей у касс не заканчивался. Горячие часы здесь приходятся на завершение рабочего дня и на сутки перед очередным подорожанием топлива.


Как замначальника АЗС печет пирожки

Премудрости приемки бензовоза

«Приемщик» поднимается на бочку бензовоза и проверяет, чтобы горловины были опломбированы. В руках у него при этом ничего не должно быть – инструменты, необходимые для забора привезенной жидкости на мини-экспертизу, подаются потом водителем бензовоза. Такие меры нужны для того, чтобы человек, полезший на бочки, мог держаться за поручни и стоять устойчивее.

При нас начальник заправки покрывает метрошток особой водочувствительной мазью, которая должна розоветь, если в топливе есть примесь воды. Он опускает метрошток сначала в бочки бензовоза, а потом и в резервуары на АЗС. Мазь не розовеет. Совпадают с нормативными и показатели по плотности.

По словам сотрудников, резервуары в наше время очень хорошо защищены, так что, по сути, кадры в фильмах, где одна спичка взрывает всю заправку, во многом надуманы. Но пословицу о том, что береженого бог бережет, никто не отменял. Меры предосторожности применяются при приемке топлива очень серьезные. Например, до того как начать сливать бензин и дизтопливо, обязательно закрывается задвижка трубы ливневой канализации — чтобы в случае чего опасные вещества не попали в городской ливневый сток. И одновременно открывается задвижка в аварийный резервуар — чтобы в аварийной ситуации бензин и дизтопливо стекали именно туда.

Во время приемки и работник АЗС, и водитель бензовоза должны быть предельно внимательными.

— Был случай на одной заправке (не нашей, правда) несколько лет назад, когда водитель забыл закрыть крышку одну важную, в итоге 400 литров АИ-80 вылилось на землю. Ну что, водитель заплатил, — рассказывает начальник АЗС.

Пистолет в бак? Что вы, я сам

К сожалению, группе, в которой была журналист TUT.BY, вволю позаправлять машины не удалось — как раз когда выпало наше время, начался слив топлива. Те же, чья очередь наступала раньше, подержать в руках заправочные пистолеты успели.

Очень немногие водители позволяли оказать себе услугу и помочь с заправкой. Как рассказал заправщик Дмитрий Лубневский, чаще всего люди уверены, что это — платная услуга. Белорусы думают, что заправщик ждет от них либо оплаты, либо чаевых, что вовсе не так.

— Подходишь, хочешь открыть бак, а в ответ: «Нет-нет, я сам!». А уж в то, что мы и стекла моем бесплатно, им совсем сложно поверить.

Литры и килограммы (объемно массовый учет)

При каждом изменении температуры окружающего воздуха на 1 градус объем нефтепродукта изменяется примерно на 1 процент, проще говоря, уменьшается (или увеличивается) количество литров в цистерне.

Важно отметить, что речь сейчас идет о ситуации, когда наша с Вами условная цистерна находится в состоянии покоя, никто из нее ничего не сливает, ничего в нее ничего не добавляет, утечки или испарения также отсутствуют.

Чтобы понять, много или мало, нужно в качестве примера указать, что средний объем бензовоза составляет 20 куб. м., а температура воздуха может в любой климатической зоне измениться в течении суток на 10 градусов и даже более.

Если вдруг бензовоз действительно не довезет 10% топлива (1% на 1 градус), то его на АЗС попросту не примут, однако во всех остальных случаях отрасль нефтепродуктообеспечения (нефтебазы, бензовозы, АЗС) постоянно сталкивается не с практической задачей построения устаивающей ее системы учета нефтепродукта.

Будучи автором этой статьи, я хотел бы описать минимум 4 существующих в настоящий момент модели учета:

1. Массовый учет (без объемного)

На самом деле при любом изменении температуры у нашей с Вами цистерны объем нефтепродукта может измениться в соответствующую сторону, но вот масса никогда не изменится. Поэтому если бы мы взвешивать наши нефтепродукты, то с точки зрения учета наступило бы счастье.

Хотя такой прибор, как массомер, действительно существует (и на площадку для взвешивания бензовоз также можно загнать), массовый учет в чистом виде можно поставить только на нефтебазе, да и то, возможность построить более менее точный массовый учет нужно закладывать, что называется, еще при проектировании той нефтебазы.

Указанное в первом абзаце «счастье» (т.е. ситуации, когда у всех участников процесса, — нефтебаза, бензовоз, АЗС учет нефтепродуктов идет в массе) существует только в Канаде, только там топливо продается на АЗС в килограммах.

Что касается любых других территорий (в том числе России и СНГ), то массовый учет топлива заканчивается на нефтебазе, — и сложившаяся практика, и нормативные документы обязывают АЗС вести учет в литрах.

Да, я не оговорился, в соответствии с Законодательством, АЗС ведет учет в литрах. То, что ниже будут описаны модели объемно-массового учета, это частный результат учетной политики определенной нефтяной компании, причем попытка дойти до истины (учет плотности, температуры и даже иногда массы) в ряде случаев приводит к коллизиям с действующим Законодательством, в первую очередь трудовым и налоговым.

Так, в частности, летом на АЗС естественным путем образуются излишки топлива, но я знаю лишь одну нефтяную компанию (почила в бозе), которая платила с этого налоги.

Но давайте вернемся к нашей нефтебазе. Я думаю, что описывать технологию массового учета не имеет смысла, поскольку она проста.

Остаток (кг) на начало суток + Приход (кг) – Расход (кг) = Остаток (кг) на конец суток

Налив бензовоза на нефтебазе является последней для нее учетной операцией, которую производят в килограммах. Бензовоз наливают «под планку», это видимая линия (уровень) в цистерне бензовоза.

Нужно сказать, что каждая цистерна бензовоза откалибрована и поверена, «планка» — это и есть определенное количество литров (например 5 куб.м.), так вот, нальет нефтебаза (хотя учет ведется в кг) именно 5 тыс. литров. Далее она либо загонит бензовоз на площадку контроля массы (взвесит пустой и потом полный, разница = массе нефтепродукта, который налили), либо измерит плотность нефтепродукта, который налит в цистерну бензовоза. Массу в этом случае можно вычислить как произведение объема на плотность.

P.S. Для нефтебазы учет в литрах это тоже самое, что для магазина самообслуживания учет в розничных ценах. Да, каждый товар имеет некую розничную цену, однако остаток на конец дня с Товарном отчете у нас в себестоимости….

Объемный учет и его подвиды

2. Просто объемный учет (только литры, без килограммов)

В самом начале следует отметить, что нефтебаза никогда не ведет «простой объемный учет», в то время как АЗС простой объемный учет используют часто. Методологически он не верен, легко индикатируется маркой и моделью автомобиля, на котором операторы (сотрудника) приезжают на АЗС. Если это НОВАЯ шкода октавия, например, и их у АЗС стоит по числу сотрудников (официальная з/п у них 15 тыс. руб.), то с вероятностью 90% здесь не только примитивный объемный учет, но и дела похлеще.

Сам по себе простой объем учет также прост, здесь одни литры суммируются с другими в не зависимости от температуры и плотности.

Очень часто учет в литрах ведется потому, что нет приборов учета (уровнемеров) или топливо бодяжится (тут чем хуже дела с учетом, тем лучше).

Когда приедет наш с Вами бензовоз, первое, что с ним сделают – дадут отстояться. Причем это важно при всех моделях учета. После отстоя, посмотрят, уровень нефтепродукта там «под планку» или нет. В случае незначительных отклонений оператор АЗС может его принять, однако в случае существенных отклонений – заворачивает бензовоз обратно. Как правило, плотность и температура нефтепродукта, находящегося внутри бензовоза, не меряют, хотя при необходимости всегда могут.

Количество привезенного бензовозом нефтепродукта определяют по изменению уровня резервуара (емкость, как правило, под землей), куда сливается нефтепродукт. Резервуар, как правило, откалиброван. Для измерения уровня используют либо метршток (линейка длинной несколько метров), либо уровнемер (в РФ обычно используют «Струна» и «Иглу», но возможны любые иные модели уровнемеров). Что важно, честного измерения объема произвести таким образом невозможно, мы с определенной погрешностью меряем уровень жидкости. У нас заведомо существует градировочная таблица на КАЖДЫЙ резервуар и мы утверждаем, что там, например, 15203 литра просто потому, что в градировочной таблице уровню 5021 мм соответствует 15203 литра. Измерить там именно объем, невозможно. Даже если «Струна» показывает нам объем, не надо думать, что она его измеряет. Она измеряет уровень, а вот объем она нам отображает лишь потому, что в нее вбита градировочная таблица.

В принципе, после слива количество (в литрах) находящегося у нас на АЗС нефтепродукта должно увеличиться на объем цистерны бензовоза, но в ряде случаев бывают расхождения. Самое пристойное объяснение, почему при сливе из одной поверенной цистерны объемом 5 куб.м. в другую поверенную цистерну объем (не масса) топлива в другой поверенной цистерне увеличился лишь на 4910 литров (а не 5000), заключается в погрешностях градировочной таблицы, например, когда инженер вбивал ее в «Струну», он ошибся и вместо «6» вбил «9». Пока уровень не остановится на этих миллиметрах, ошибка никогда не проявится.

Еще 4910 литров можно получить из 5 куб.м., если слить 200 (не 90) литров и помешать метрштоком топливо в резервуаре (как чай ложкой). За счет «волн», метршток покажет больший уровень, чем на самом деле есть.

При наличии расхождений делаются отметки в накладной и бензовоз (а с ним и нефтебаза) соглашаются с тем, что топлива привезли 4910 литров. Бывает, что не соглашаются, в этом случае примут у них 5000 литров, но больше водитель этого бензовоза ничего и никогда на эту АЗС не повезет.

3. Учет в условных литрах (литрах, приведенных к 15`C)

На самом деле в большинстве стран Европы учет ведется в литрах, приведенных к 15`C. Это хороший аналог объемно массового учета с тем отличием, что в большинстве случаев его показания похожи на текущие показания «Струны» (массу «Струна» никогда не показывает, но вот объем почти всегда).

Условность в 15`С взята из предположения, что средняя температура нефтепродукта под землей не изменяется (она действительно изменяется в зависимости от весны/лета на 2-3`C, не больше), а температура топлива в бензовозе ночью (обычно топливо привозят ночью, хотя в Москве в любое время суток) тоже близка к 15`C, в особенности если взять страны с более благоприятным климатом, нежели РФ.

В этом случае у нас есть остаток на начало и конец смены в литрах и приведенных литрах. Физические литры приводят к «приведенным» через пересчет фактической плотности к номинальной, причем все приборы учета, имеющиеся на АЗС (уровнемер), не способны отображать «объем в приведенных литрах», максимум – идет измерение и отображение текущей плотности нефтепродукта.

Учет в приведенных литрах полезен еще и тем, что в ряде случаев существующие сегодня контроллеры ТРК (Домс, например) позволяют по TCP IP поднимать в облако текущие значения объема с приборов учета топлива. В том случае, если нас с Вами сменно-суточный отчет был закрыт в «условных литрах», то в «облаке» мы увидим примерно то, что ожидаем увидеть. Отклонения в 10% тут явно свидетельствуют о недостаче и не могут быть объяснены погрешностями измерения или изменением температуры.

Тем не менее, учет в приведенных литрах применяется в РФ ограниченно, например он был заложен в Retalix и применялся на АЗС «ТНК-BP».

4. Объемно массовый учет

Прекрасная вещь, дает возможность вести методологически правильный учет нефтепродуктов. Он чуть точней (и сложней) учета в приведенных литрах по той причине, что пересчет в эталонную единицу измерения (в данном примере килограммы, в предыдущем примере – приведенные к 15`С литры) ведется не только для остатков и приходных операций, но и для расходных операций тоже.

Все операции пересчитываются в килограммы, и «расчетный остаток на конец дня» также существует в килограммах. Это значит, что можно измерить уровень топлива, получить объем, измерить плотность, вычислить килограммы и выяснить, излишки у нас или недостачи.

Теоретически, объемно массовый учет можно вести не имея измерителей плотности, существует математический способ вычисления средней плотности при смешивании двух продуктов, плотность которых разнится.

При выборе системы управления СУ АЗС (аналога СупермагУКМ), нужно уточнять у разработчика, какую именно модель учета он заложил в свою систему. Большинство западных решений не поддерживают объемно-массовый учет или поддерживают его, соответственно, в версии «ТНК-BP» или «Газпромнефть».

Почему всегда будут расхождения между ожидаемым остатком и фактическим?

В не зависимости от применяемой модели учета, на АЗС почти всегда будут расхождения между ожидаемым остатком и фактическим (примерно как учет колбасы в магазине). В основном это связано с температурой. Несмотря на высокий уровень автоматизации любой АЗС, именно температуру или плотность отпускаемого топлива в конкретный бак автомобиля никто не учитывает.

Это связано с устоявшейся технологической схемой АЗС, здесь есть определенный список производителей ТРК и иного технологического оборудования/программного обеспечения, но никто из них массу, плотность или даже температуру отпускаемого в бак топлива не учитывает.

Чудес не бывает – какой бы подвид «СупермагаУКМ» мы на АЗС не поставили бы, наша информационная система не может ни учесть, ни предсказать те физические параметры, которые не учитываются приборами учета вообще.

Между тем, предположение о том, что температура или плотность отпускаемого нефтепродукта соответствует тем значениям, которые мы постоянно меряем внутри резервуара, не соответствует действительности. Да, действительно, температура (а, следовательно, и плотность) топлива в резервуару под землей не меняется. Однако в бак автомобиля изначально попадает то топливо (по ФИФО), которым наполнен трубопровод (от резервуара до ТРК) и сама колонка (насколько это уместно).

В сравнении с дозой (количество топлива, которое заливается в бак автомобиля) это значительно (в трубопроводе накапливается 10 литров, а если он длинный, может быть и больше) и Вы заливаете в бак 20 литров то это значит, что в бак попадет 10 литров из трубопровода а 10 из резервуара.

Параметры топлива внутри резервуара мы знаем, а вот каковы они в резервуаре мы может только догадываться. Допустим, температура топлива в резервуаре +10`C, а температура окружающего воздуха +30 (-20)`C. В обоих случаях температура трубопровода будет не +10`C, она будет либо +13`C, либо -2`C.

Температура нашего же там нефтепродукта будет некой третьей, поскольку нефтепродукт, поступивший в трубопровод имел температуру +10, а какова его температура сейчас зависит … от того, сколько минут или часов назад заправлялся на этой же колонке этим же видом топлива предыдущий клиент. Даже на АЗС BP в Москве это могут быть десятки минут, а на менее проходимых АЗС это могут быть часы. Как мы знаем, при изменении температуры на 1`C объем изменяется на 1%. У нас 10 литров и разница в температуре в 3-12`C. Это значит, что летом у нас из 10 литров, ушедших из резервуара, в бак попало 10,3л, а вот зимой может и 8,8л.

Второй довод за то, что на АЗС постоянно должны быть излишки, заключается в том, что персонал АЗС всегда (и тут он прав) отказывается работать (пишет заявление, но не на увольнение, а не корректировку отсчетных устройств ТРК) в том случае, если ТРК настроены на перелив в пользу клиента (или не настроены на недолив). Там маленькие количества (30 мл на 10 литров), но все же.

Ну а если существует погрешность измерения (градировочной таблицы резервуара) или воруют (а воруют в этой сфере все и много), то только считай и считай…..

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector