Ребенка научить правильно составлять предложение

Как научить детей делать схемы, таблицы? Упражнения и примеры для начальной школы

На начальном этапе обучения схемы и таблицы составляет учитель, но при переходе в среднюю школу ученики должны уметь делать это самостоятельно. Нет специальной методики и отдельно отведенного времени на уроке для того, чтобы научить детей создавать таблицы и схемы. Этот процесс постепенный и может проходить на любом занятии. Рассмотрим приемы, которые будут способствовать выработке такого умения

Использование схем и таблиц

Практически на каждом уроке по любому школьному предмету пригодятся схемы и таблицы, то есть систематизация информации. Они размещены в учебниках и тетрадях с печатной основой. В продаже есть много наборов готовых таблиц по математике, русскому языку, окружающему миру, ОБЖ и т.д., которые учитель использует как демонстрационный материал.

Таблицы и схемы необходимы при изучении нового материала или на этапе закрепления полученных знаний, при подведении итогов. С их помощью можно эффективно систематизировать учебный материал, выделить главное, понять взаимоотношения между понятиями. Это значительно повышает степень усвоения информации, помогает запомнить основное.

Пользоваться готовыми таблицами удобно, но большее значение для обучающего эффекта имеют задания, которые подразумевают составление таблиц детьми самостоятельно. В некоторых учебниках встречаются задания заполнить таблицу или схему. Аналогичные вопросы включают и в проверочные тесты.

Чтобы справиться с такими заданиями, детям необходимо уметь:

  • давать определение понятиям;
  • анализировать;
  • выделять характерные черты объекта;
  • классифицировать объекты;
  • упорядочивать информацию;
  • составлять списки;
  • пользоваться условными обозначениями и сокращениями.

Учимся составлять схемы

На уроках обучения грамоте

Со схемами ребенок знакомиться уже в начале первого класса. Это очень удобная форма передачи информации, особенно в ситуации, когда дети еще не умеют быстро читать и писать. Часто в схемы преобразовывают правила, которые необходимо выучить и уметь ими пользоваться.

В первую очередь школьники изучают схемы предложений и слов. Чтобы первоклассник мог сам составлять такие схемы, его надо познакомить с условными обозначениями слов, слогов, звуков и научить правильно анализировать предложение или слово.

Есть два вида упражнений, благодаря которым дети научатся работать со схемами предложений:

  • составь схему предложения;
  • придумай или выбери предложение, соответствующее схеме.

Можно предлагать детям делать это у доски или работая в парах. Хорошее тренировочное задание заключается в том, что один ученик составляет схему, а второй подбирает к ней предложение. При этом первый ученик должен будет проанализировать придуманный образец и самостоятельно определить, соответствует ли он схеме.

Более сложное задание — составление схемы слова. В ней первоклассник должен уметь не только указать количество звуков, но и дать им характеристику. Последовательность работы со схемами слова следующая.

  1. Произнести слово и определить количество слогов. Отметить это на схеме, обозначив каждый слог прямоугольником.
  2. Произнести слог и определить в нем первый звук.
  3. Произнести этот звук и определить гласный он или согласный. Обозначить звук соответствующим значком.
  4. Перейти к следующему звуку.

Постепенно такие схемы усложняются. Добавляются обозначения ударения, мягкости или твердости.

Чтобы научить разбираться в подобных схемах, можно предлагать такие задания:

  • составь схему слова;
  • определи, какой звук в этом слове не обозначен на схеме;
  • назови предметы, изображенные на картинке, и подбери к каждому слову схему;
  • придумай слово, которое подходит к схеме;
  • найди ошибку в схеме слова.

Работа со схемами предложения и слова проводится почти на каждом уроке по обучению грамоте. В дальнейшем схемы будут усложняться. Например, после изучения темы «Главные члены предложения», дети могут не просто обозначать количество слов в предложении, но и обозначать, какими членами предложения они являются. Нужно только познакомить их с условными обозначениями.

Овладев умением составлять схемы слов и предложений, дети могут с легкостью «расшифровывать» и запоминать правила по таким записям:

Это правило о том, что перед союзом «а» должна ставиться запятая.

А это правило о том, что в каждом слоге должен быть только один гласный звук и количество слогов совпадает с количеством гласных звуков.

Сначала схемы для правил учитель составляет на доске с подробным комментированием, а дети вслед за его объяснениями записывают их себе в тетрадь. Затем можно приглашать к доске отдельных учеников и предложить им поработать над схемой. В дальнейшем дети смогут работать над такими заданиями самостоятельно в классе или дома.

Составление схем на уроках математики

Очень часто схемы используются на уроках математики. Они нужны при решении задач, для обозначения математических закономерностей. При работе над задачей схемы используются для передачи ее условия. Имеющиеся данные можно обозначать с помощью отрезков, стрелок, скобок, знаков. Например,

«В корзине 6 яблок, а груш на 3 больше. Сколько груш в корзине?»

Для составления таких схем ребенок должен не только взять данные из условия задачи, но и установить между ними взаимосвязи, отразить их зависимость друг от друга. Для первоклассника это довольно сложное логическое задание, поэтому на начальном этапе его выполняет учитель, а ученики устно ему помогают. Большинство из них лишь к концу 1 класса смогут справляться с таким заданием самостоятельно.

Чтобы научить составлять и работать с такими схемами предлагаются такие задания:

  • составь схему по условия задачи;
  • прочитай условие задачи и подбери подходящую схему;
  • составь задачу по указанной схеме;
  • прочитай задачу и найди ошибку в схеме по ее условию.

С помощью схем можно составлять памятки к выученному материалу. Они могут касаться порядка выполнения действий в выражениях с разными действиями или правила решения уравнений и т.д.

Постепенно схемы будут усложняться, становиться многоуровневыми или разветвленными. С каждым новым видом схематических обозначений учитель знакомит детей во время фронтальной работы в классе.

Очень удобно использовать схемы на мотивационном этапе. Показав готовую схему, учитель сообщает, что сегодня на уроке предстоит выучить новое правило, которое здесь обозначено. И в ходе изучения нового материала ученики будут разбираться в схеме, определять, какие данные в ней отражены и как они связаны между собой.

Учимся составлять таблицы

Таблицы содержат больше информации, чем схемы. Они состоят из заголовков, подзаголовков и краткой информации по теме. При обучении составлению таблиц нужно знакомить детей с такими требованиями:

  • таблицу следует делать компактной и выразительной;
  • названия, заглавия должны быть сформулированы лаконично и точно;
  • в таблицу следует помещать только основную информацию.

Таблицы состоят из столбиков и строчек. Сначала дети знакомятся с самыми простыми таблицами, без анализа их структуры. Ученики визуально воспринимают и запоминают, что в верхней строчке записывается название, а ниже содержится краткое описание. На этом этапе удобно предлагать готовые шаблоны таблиц, которые дети должны заполнить. Темами таких заданий может быть «Гласные и согласные звуки», «Типы предложений», «Части речи», «Разрядный состав чисел», «Единицы измерений», «Сравнительная характеристика героев произведения», «Типы растений» и т.д.

Лучше работу над таблицей проводить по ходу изучения нового материала или на этапе закрепления. Важной особенностью обучающих таблиц является наличие примеров в конце каждого правила.

Для развития умений составлять таблицы можно предлагать такие подготовительные упражнения:

  • придумай заглавие;
  • выбери заглавие, которое более точно подходит к содержанию;
  • распредели слова на два столбца;
  • подбери примеры к каждому понятию;
  • выбери из представленного ряда слов те, которые относятся к теме задания;
  • определи основные понятия, которые иллюстрируют тему;
  • сформулируй кратко.

Последовательность работы над составлением таблицы разберем на примере темы «Имя существительное».

  1. Назвать тему, которая изучалась на уроке. Записать ее в верхней строке.
  2. Указать из каких групп состоит это понятие. Записать подзаголовки.
Читать еще:  Как правильно принять доставку плитки

На первом этапе работа над составлением таблицы проводится фронтально под управлением учителя. В дальнейшем нужно переходить к групповой деятельности. Это удобно делать в ходе реализации таких интерактивных методов, как «Ажурная пила», «Карусель», «Аквариум». Они предусматривают обработку определенной информации и представление ее в краткой форме для изложения перед всем классом.

Метод «Ажурная пила»

Например, для использования метода «Ажурная пила» весь учебный материал делится на несколько частей и распределяется по группам. Детям демонстрируется пустая таблица, в которую записывают название темы. Далее каждая группа должна прочитать текст на карточке (или в учебнике), определить тему и найти соответствующий столбец в таблице. После этого участники группы обрабатывают материал и формулирует еекраткое содержание. Информация заносится в таблицу.

По истечению указанного времени каждая группа презентует результаты своей работы, а остальные ученики вносят их данные в таблицы в своих тетрадях. В итоге каждый получает таблицу, в которой содержится весь основной материал, подлежащий запоминанию. Дома детям не придется перечитывать весь параграф, а достаточно будет еще раз перечитать содержимое таблицы.

Подобное задание можно использовать для домашней работы. В таком случае отдельные части статьи учебника распределяются между учениками, которые дома изучают ее и заполняют свою часть таблицы. Затем в классе каждый сообщает свою информации.

Учитель должен следить за соблюдением правил составления таблицы и не допускать переизбытка информации. Нужно исключать лишние предложения, переформулировать их в более краткую форму, избегать дублирования информации. Любые замечания нужно обсуждать коллективно, давая возможность детям самостоятельно исправить указанные замечания.

Дети быстро привыкают к структурному виду таблицы и не путаются с ее заполнением. Наиболее сложным заданием является составление таблицы «с нуля». В этом случае детям нужно уметь самостоятельно разделить весь материал на составные части. Для развития такого навыка есть два основных способа:

  • работа над составлением плана произведения и его изложением, которая ведется на уроках литературного чтения и русского языка;
  • ознакомление с порядком изучения параграфа в учебнике, который уже разделен на отдельные подтемы (лучше всего это делать на примере учебника по природоведению).

Порядок работы над составлением таблицы следующий.

  1. Записать название темы в верхнюю строку.
  2. Изучить материал и разбить его на части. Сделать соответствующее количество столбцов.
  3. Проанализировать первую часть информации, подобрать и записать подзаголовок.
  4. Записать краткое содержание, отражая только главные моменты.
  5. Подобрать примеры, иллюстрирующие описанное.
  6. Аналогичным образом проработать остальные части учебного материала.

В зависимости от активности использования учителем представленных заданий и упражнений уже к концу 4 или началу 5 класса ученики смогут самостоятельно создавать простые схемы и таблицы, что очень пригодится им в средней школе.

Об авторе: Гладко Марина Геннадьевна, учитель начальных классов, стаж работы около 25 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Использование игр и упражнений для развития умения правильно строить предложения
учебно-методический материал по логопедии по теме

как помочь ребёнку овладеть умением развёртывать , распространять предложение в процессе игры

Предварительный просмотр:

Использование игр и упражнений для развития умения правильно строить предложения.

Известно, что формирование правильной устной речи представляет собой сложный и длительный процесс. Овладение родным языком и в норме и при различных речевых нарушениях протекает в виде усвоения предложений разных типов.

Формирование структуры предложения в речи ребенка — спонтанный процесс. Никто не учит малыша, осваивающего родной язык, по моделям предложения, как это делается при изучении иностранного языка в зрелом возрасте. Уже в раннем детстве в процессе общения с матерью, во время опосредствованной словом предметной, иг ровой деятельности формируются основные структурные схемы предложения. Тем не менее освоение синтаксиса не завершается в раннем возрасте. Оно продолжа ется и далее в процессе освоения новых форм речи и речевого общения.

В работе над предложением надо учитывать, что в процессе обучения ребенок должен овладеть умением развертывать, распространять предложение, перестраивать его структуру при одном и том же содержании в зависимости от интонации. Предло жение имеет линейную протяженность. В играх и упражнениях это свойство подчер кивается и становится наглядным при выкладывании схемы из полосок бумаги. Необ ходимо обращать внимание на распространение слов в предложении и приучать детей к различным схемам предложения.

Предлагаемые задания могут варьироваться в зависимости от этапа работы, про граммы детского сада, контингента и возраста детей.

  1. Игра в лото «Кто что делает?»

На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные дейст вия. Логопед называет действие, дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой.

Например, логопед называет слово скачет, дети находят изображение данного дей ствия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложений.

Предлагаются карточки на глаголы: идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползет, качается и др.

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально).

Помидор круглый, а морковка.

Редиска мелкая, а редька.

Огурец овальный, а тыква.

Кабачок большой, а тыква.

Лук горький, а морковка.

Помидор кислый, а чеснок.

Огурец зеленый, а свекла.

Морковка в земле, а помидор.

  1. Добавить слово в предложение , отвечающее на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»

Взошло (какое?) солнце…

Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?» (Солнце — яркое, блестящее, красное, багровое, большое;. ).

  1. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопрос «Как?».

Например: Черепаха ползет (как?) медленно. Солнце светит (как?) ярко.

Цель. Учить детей составлять простые предложения.

Оборудование. Окружающие предметы.

Описание игры. Педагог дает детям поочередно задания, они по действиям со ставляют предложения, например: «Петя, полей цветы». Ребенок выполняет задание. Дети проговаривают, что делает Петя: «Петя поливает цветы».

«Оля, собери кубики». Выполняется задание. Дети проговаривают, что делает Оля: «Оля собирает кубики».

«Маша принеси куклу». Дети проговаривают, что делает Маша: «Маша принесла куклу» и т.д.

Педагог следит за тем, чтобы дети не опускали слова в предложении.

Детям предлагается составить предложения из слов: Орехи, в, белка, прячет, дупло.

По, зайка, лесу, прыгает. На, ребята, пошли, прогулку.

Цель. Учить детей составлять сложные предложения с союзом если бы. Оборудование. Фишки.

Описание игры. Вариант 1 . Педагог начинает игру с конкретных примеров:

«Если бы повар не приготовил обед, в детском саду все оста лись бы голодными». Дети обычно возражают:

«А мы взяли бы булку с молоком». — «А что бы вы сделали, если бы продавцы пере стали продавать продукты?» — «Тогда бы мы пошли домой» — «А если бы и мама не приготовила обеда?» —

«Тогда бы мы себе чего-нибудь купили». — «А что бы вы себе купили?» — «Хлеб, сыр, яблоки». — «А если пекари не будут печь хлеб?» — «Тогда бы мы поехали к бабушке», — находят выход дети. «А если бы поезда не шли?».

Вариант 2 . Позднее дети сами начинают игру, например:

«Что если бы рабочие на заводе перестали делать ботинки?» и т.д. Нужно требовать от детей полного употребления сложного предложения, например: «Если бы повар не приготовил обед, мы съели бы булку с молоком» и т.д.

За каждый правильный ответ дети получают фишку. Победителем является тот, у кого по окончании игры оказывается больше фишек.

Цель. Учить детей составлять сложносочиненное предложение. Оборудование. Предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Читать еще:  Как правильно принять наследство по закону

Описание игры. Логопед раздает по две картинки с изображением детенышей до машних животных и просит составить предложение по этим двум картинкам.

Образец: Телята у коровы, а козлята у козы. И т.д. Аналогично можно провести игры, используя темы «Дикие животные», «Птицы».

Логопед предлагает детям послушать предложение и определить, правильно ли оно составлено, если неправильно, то исправить ошибку.

а. Шел дождь, потому что я взяла зонтик.

б. Цветы не поливали, потому что они засохли.

в. Солнышко прячется, потому что ночью темно.

г. У Кати день рождения, потому что ей подарили книгу.

д. Солнце пригревает, потому что стал таять снег.

е. Петя испачкался, потому что его поругала мама.

ж. Река замерзла, потому что дети взяли коньки.

з. День был жаркий, потому что ребята пошли купаться.

и. Пришла весна, потому что прилетели грачи, к. В комнате темно, потому что включили свет.

10. Игра «Придумай умные вопросы».

Логопед: К нам в гости пришел Знайка. Он очень любит отвечать на вопрос « по чему? ». Давайте придумаем ему трудные вопросы о предметах, которые лежат на столе (мяч, спички, часы, ключ, карандаш, резинка, нитки). Например: «По чему остановились часы?» (Часы остановились, потому что их забыли завести или по тому что они сломались.)

11. Игра «Почемучкины вопросы».

  1. Почему птицы улетают на юг?
  2. Почему наступает зима?
  3. Почему ночью темно?
  4. Почему зимой нельзя купаться в реке?
  5. Почему летом жарко?

12. Игра «Закончи предложение» (закрепление структуры сложноподчиненного предложения с союзом «чтобы»),

Я надела теплую шубу, чтобы . .

чтобы было тепло. .

чтобы пойти гулять. . чтобы не замерзнуть.

Мы зажгли свет, чтобы . .

чтобы было светло. .

чтобы писать буквы. .

чтобы читать книгу.

Мы полили цветы, чтобы. .

чтобы они не завяли. .

чтобы они быстро росли. .

чтобы они были свежими.

13. Составление предложений с союзом «чтобы» по теме «Зимние забавы».

Детям предлагаются картинки по теме «Зимние забавы». Они придумывают пред ложения со словом чтобы. В случае затруднений логопед задает вопросы: «Для чего мальчик взял санки?» (Мальчик взял санки, чтобы кататься с горки.) «Для чего дети поливают горку?» (Дети поливают горку, чтобы она была скользкая.) «Для чего маль чик взял клюшку и шайбу? » (Мальчик взял клюшку и шайбу, чтобы играть в хоккей.) «Для чего девочка надела шубку?» (Девочка надела шубку, чтобы ей было тепло.) И т. д.

14 . Составление предложений по опорным словам. Запись графической схемы пред ложения.

а) По теме «Транспорт»:

Машина, ехать, дорога.

Самолет, небо, летит, высоко.

Большой, корабль, волны, плывет.

Шоссе, по, автомобиль, мчится.

Магазин, около, мотоцикл, остановился.

Едет, тропинка, велосипедист.

Дети, снеговик, слепили.

Дети, санки, на, катаются.

Снежки, мальчики, играют.

Земля, покрыть, снег.

Снежинки, падать, тихо.

в) По теме «Весна»:

Греет, солнце, ярче.

Деревьях, на, почки, появляются. Окном, за, тает, снег. Капает, крыш, с, капель. Солнце, на, тают, сосульки.

Цель. Учить детей составлять сложносочиненное предложение. Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Логопед предлагает детям ответить на вопросы, опираясь на предметные картинки.

Каковы по цвету: утоль и мел, василек и гвоздика, заяц зимой заяц летом?

Каковы на ощупь: вата и дерево, огурец и помидор? Когда идет снег и когда дождь? Когда трава зеленеет, а когда желтеет?

Цель: Упражнять в составлении распространенных предложений.

Материал. Игрушечный мишка.

— Медвежонок получил письмо от брата. Но дождем размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо от брата. Вот это письмо:

«Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что. Я долго блуждал по лесу и. Выйдя на поляну, я попал. Я попал в яму, потому что. Там было так глубоко, что. Если бы у меня была лестница, то. Я так долго ревел в яме, что. Пришли охотники и. Теперь я живу в. У нас есть площадка для. На площадке для молодняка много. Мы играем с. За нами ухажива ют. Они нас любят, потому что. Скоро к нам придет дрессировщик из. Надеюсь попасть в. Как здорово уметь. Жди следующего письма из. До свидания. Топтыгин» Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложение.

Как помочь ребенку освоить понятие «предложение»?

С предложением ребенок встречается уже на первых порах обучения, когда начинает читать и писать. Однако осваивается понятие «предложение» довольно долго. В устной речи ребенок пользуется фразой, не деля ее на составляющие предложения. А предложение – это единица письменной речи.

Какие типичные ошибки совершают дети?

1. Заглавная буква и знак препинания в конце (точка, вопросительный или восклицательный знаки) не всегда актуальны для ребенка.

2. В письменных работах некоторые дети забывают обозначать конец предложения необходимым знаком.

3. Первое слово предложения часто пишут с маленькой буквы.

4. В устной речи наблюдаются затруднения при составлении предложений на заданную тему, из предлагаемых слов.

5. Особые сложности возникают при попытках прочитать текст выразительно. Интонация в устной речи всегда соответствует ситуации, в которой находится ребенок. Что же касается текста для чтения, ребенок часто затрудняется в передаче подразумеваемой интонации, так как недостаточно анализирует смысл отдельно взятого предложения.

6. Разрыв предложения в диктанте, соединение разных предложений в одно обусловлены трудностями в распознавании границ предложения, недостаточностью речевой памяти.

Безусловно, «не ошибается тот, кто ничему не учится». На первых порах обучения подобные ошибки допустимы. Однако в ряде случаев они сохраняются длительное время. Особенно часто встречаются они в изложениях и сочинениях, иногда и в диктантах.

Конечно, если наблюдаются ошибки такого рода, желательно проконсультировать со специалистом. Но и сами родители могут оказать необходимую помощь.

Как помочь ребенку понять, что предложение выражает законченную мысль?

Это можно сделать с помощью серии упражнений.

Исключение лишнего слова

Задание: Исключи лишнее слово, чтобы получилось предложение.

  1. У Нади и слоны Димы папы – водолазы.
  2. На дне зоопарк океана звезда.
  3. Полез Денис дрова на забор.
  4. По рекам водный плывут суда.
  5. Папа Тимы река работает на заводе.
  6. Мы были в скакала парке.
  7. Белка брала баранки у осина нас из рук.
  8. Белые бараны били в зубры барабаны.
  9. В парке растут липы, сосны, компот, осины.
  10. Посадили ребята долбил смородину, сливы и яблони.

Восполнение недостающего слова

Задание: Добавь слова, чтобы получились предложения.

  1. В небе блестит…
  2. Дети нарисовали.
  3. У Тимы умелые…
  4. После обеда Лида сама моет…
  5. Покраснел Денис, как…
  6. В субботу мы были…
  7. У бобров острые, как бритва, .
  8. У бобров на болоте из стволов осины…
  9. Кот Барсик клубок…
  10. С ветки на ветку скакала.

Составление предложений из заданных слов, не требующих изменения

Задание: Составь из данных слов предложение.

  1. И, Слава, капитаном, вырастит, станет.
  2. Краску, в, лапу, кот, окунул.
  3. Салат, Полина, лук, вырастила, укроп.
  4. Трактористом, и, Виктор, станет, вырастет.
  5. Клава, утром, встала, рано.
  6. С, Клава, мылом, руки, вымыла.
  7. Зоопарк, мы, посетим, скоро.
  8. Разные, в, звери, зоопарке.
  9. Ивановна, новые, рассказала, Нина, нам, сказки.
  10. Субботу, в, были, мы, в, цирке.

Составление предложений из слов, некоторые из которых следует изменить

Задание: Составь из слов предложения. Изменяй слова, если это необходимо.

  1. Сестра, налил, брат, молоко.
  2. Зоопарк, видели, зебра, мы.
  3. Белка, дети, в, парк, видели.
  4. Лес, в, грибы, мы, собирали.
  5. На, реки, рыбаки, берег, сидели.
  6. На, бобры, плотина, построили, река.
  7. В, были, мы, суббота, библиотека.
  8. Бересклет, окраина, лес, на, вырос.
  9. За, река, водопад, поворот.
  10. Волга, в, плывут, Москва, по, суда.

Исправление ошибок согласования, управления

Задание: Исправь ошибки.

  1. Маша вышли на опушку и увидели кукушку.
  2. На опушке дети слепила снежную бабу.
  3. Утром шли снег, Миша и Женя катался на лыжах.
  4. Девочки нашего класса занимается спортом.
  5. Наколола Жучка нос и отбежал на свое место.
  6. Монтажники выполняет важную работу.
  7. Солнышко вышла из-за туч.
  8. На полке лежит учебники и тетради.
  9. Маша принесла рыбки для нашего аквариума.
  10. На лесная полянке краснели земляника.
Читать еще:  Правильно принять на работу несовершеннолетнего

Поиск границ предложений в тексте

Задание: Найди границы предложений. Обозначь их.

К подъезду школы подъехал автобус мы въехали в город поезд остановился на разъезде щенок съежился от холода на слона напал разъяренный тигр козы объедают листья у кустов и цветов ребята съездили на экскурсию подъем в гору был крутой объявили посадку на самолет

Обычно детям нравится выполнять такие задания. Трудности постепенно уходят. Главное – запастись терпением.

Автор: Смирнова Маргарита Вячеславовна, логопед.

  • 3 сентября 2009
  • 42043
  • 3

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Как научить ребенка составлять рассказы по картинкам

Составление небольшого рассказа по картинке – это очень познавательно для малыша, это развивает речь ребенка, обогащает его словарный запас и дает толчок к понятию смысла изображения. Но, не обладая психологическими и педагогическими навыками, родителям довольно сложно правильно научить ребенка составлению рассказа или описания по картинке. Но научится этому не сложно.

Прежде всего, учить этому необходимо лишь тогда, когда ребенок уже может назвать сказочных героев, известные ему предметы и персонажи, и умеет говорить связно. Это не говорит о том, что нужно, чтобы ребенок составлял длинные связные предложения, нет! Если малыш может, например, по картинке, на которой нарисован мишка, принимающий пищу, сказать, что мишка кушает – этого вполне достаточно для того, чтобы начать учить его описанию нарисованного на картинке.

При обучении, необходимо научить малыша внимательно рассмотреть картинку и попробовать описать увиденное изображение. Конечно, не без помощи вас, родители. Поправляйте ребенка, называйте предметы и персонажей правильно, учите правильному склонению слов и помогайте составлять простые предложения. Но не стоит говорить много слов. Например, картинка: «Курочка Ряба высиживает яйцо. Вам необходимо рассказать так: Курочка Ряба сидит. Она ждет птенца. Скоро появится птенчик. Курочка будет рада». И т. п. Простая формулировка, будет более понятна., чем более длинное описание:» Курочка Ряба сидит и ждет появления птенчика, который должен вот – вот проклюнутся». Ребенок просто устанет и ему станет не интересно обучение.

Для более успешного исхода занятий, предлагайте ребенку составление рассказа по известным ему картинкам. Но не торопите его. Дайте время на изучение рисунка, если возникнут трудности – помогите с составлением. Задайте наводящие вопросы.

ЕСЛИ НАРИСОВАН ОДИН ПЕРСОНАЖ:

  1. Кто изображен?
  2. Чем он занят?
  3. Какая у него мордочка ( личико)?
  4. Что на нем одето? Какого цвета?
  5. Время года на картинке?
  6. Нравится ли тебе изображенный персонаж? Подружился бы ты с ним?

РИСУНОК С НЕСКОЛЬКИМИ ПЕРСОНАЖАМИ:

  1. Кто изображен?
  2. Чем они заняты?
  3. Чем занят первый персонаж? Второй? Третий? И т. д.
  4. Какие у них лица?
  5. Их возраст?
  6. Что интересно?
  7. Твое отношение к изображению?

Для проверки результатов проведите несложный тест:

Положите перед ребенком рисунок, с изображением на нем собаки. Попросите внимательно посмотреть на рисунок и описать его самостоятельно, без наводящих вопросов. Проверьте его силы.( возможно описание другой картинки)

Варианты ответов ребенка:

  • «не знаю» — 0 баллов
  • « Собачка. Больше не знаю» — 1 балл.
  • «Собачка. Она сидит. Она маленькая» — 2 балла
  • «Это собачка, она сидит. У нее ушки, хвостик, четыре лапы и носик»- 3 балла.
  • « На картинке нарисована собачка, она сидит. Она поджала хвостик, наверное боится» — 4 балла.
  • « На картинке нарисована собачка. Она сидит. У собачки маленькие ушки и длинный хвост. Это добрая и веселая собачка. Мне она нравится» — 5 баллов.

5 баллов – уровень познания высок. Хорошо развита речь ребенка. Необходимо по больше творческих заданий давать малышу.

4 балла – хороший уровень, хорошо развита речь. Но следует расширить словарный запас

2-3 балла – уровень средний. Речь удовлетворительна.

0-1 балл – очень низкий уровень, плохо речь развита, по больше читайте ребенку и просите его пересказывать.

Если вашему ребенку непонятен рисунок – расскажите все об изображении сами, попытайтесь сделать это совместно. Но не позволяйте фантазировать и отходить от темы, отвлекаться. Вам важно научить ребенка составлению рассказа по определенной картинке, а не сочинению и фантазированию новой, вымышленной. Если же малыш хочет кушать, утомился или не хочет в данный момент заниматься составлением рассказа – не заставляйте, лучше привлечь его внимание к обучению позже, иначе ребенок это возненавидит или будет этим заниматься нехотя.

Как научить ребенка составлять предложения

Все дети начинают сначала произносить только звуки, затем появляются слова и предложения из одного-двух слов: «Не хочу», «хочу пить», «Хочу конфету» и так далее. Общение с малышом становится все интереснее, родители пытаются разнообразить речь крохи, расширить его словарный запас, но иногда этот процесс развития речи затягивается. Ребенок по-прежнему выражается краткими предложениями.

Почему ребенок не говорит предложениями?

Составлять слова в предложения не так просто для маленького человечка. Развитие речи включает в себя сложные правила и понимание грамматики, которые взрослые считают само собой разумеющимся. Но для крохи в 2-3 года составление предложений является реальным вызовом. Подумайте об этом на минуту. Посмотрите на любое предложение в этой статье и рассмотрите все способы, которыми могли бы быть объединены слова. Неудивительно, что изучение языка предполагает много проб и ошибок.

Начало составления предложений

Как и в языке жестов, возраст, в котором ребенок начинает говорить предложениями, существенно отличается. Некоторые двухлетние дети употребляют предложения с глаголами и даже некоторыми прилагательными и наречиями. Другие знают какие-то слова, но еще не могут совместить два-три слова вместе. В этом возрасте сложно подбирать взаимосвязанные слова. «Пошли в магазин». «Красивое платье». «Я хочу это, оно хорошее». Какая самая длинная фраза/предложение вашего ребенка? По мере того, как ребенок растет, предложения становятся длиннее, речь развивается все больше. Чтение историй или совместный просмотр книг с картинками и обсуждение изображений улучшает языковые навыки вашего ребенка. Не удивляйтесь, когда ваш ребенок «читает» с вами, потому что он может запоминать знакомые истории. Попросите его рассказать о событиях своей жизни, помогите заполнить пробелы и сделать переходы. Сейчас важно выражать связанные идеи. Разговоры о прошлых и будущих событиях станут следующим шагом.

Как учить говорить предложениями?

Чтобы малыш употреблял в речи больше слов и связывал их в предложении, окружающие должны показать ему пример. Попробуйте в общении с малышом использовать больше прилагательных. Не просто «красивая кукла», «большая машинка», а «кукла с длинными волосами и голубыми глазами», «красная машинка», «машина с большими колесами».

Сейчас будем есть кашу -> Сейчас будем есть овсяную кашу с маслом.
Нужно вымыть руки -> пойдем помоем ручки с мылом, чтобы были чистые.
Хочешь порисовать -> Хочешь порисовать карандашами? Я дам тебе карандаши и бумагу.

То есть, с ребенком нужно говорить развернутыми предложениями, используя больше прилагательных, наречий и других частей речи. Тогда, копируя вас, малыш тоже станет использовать эти речевые формы. При этом старайтесь ребенка переспрашивать, добиваясь, чтобы он говорил предложениями:

Например, малыш тянет руку к бутылочке и произносит: «Пить»! Не давайте сразу питье, а переспросите: «Что ты хочешь пить, воду или чай?» «Ты хочешь пить из чашки или из бутылки?» и так далее. Если делать так несколько дней подряд, то в конце концов малыш попросит «Хочу воду из бутылочки».

Для вашей информации: если у вашего малыша очень ограниченный словарный запас и он не может совмещать слова к 4 годам, вы должны проконсультироваться с профессионалом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector