Содержание

Правильное основание под тротуарную плитку

Подготовка основания для укладки тротуарной плитки

Чтобы качественно уложить тротуарную плитку, необходимо должным образом выровнять основание под дорожное покрытие. От того, как подготовлена площадка, будет зависеть срок службы плитки и итоговый результат работы по обустройству тротуара.

Какое должно быть основание под брусчатку

Подготовка площадки для монтажа тротуарной плитки требует соблюдения ряда условий. Базовыми требованиями к основанию являются:

  • устройство дренажной подушки для отведения скапливающейся влаги и предупреждения разрушения элементов мощения;
  • укладка гидроизолирующего слоя для предотвращения скапливания излишков воды;
  • обустройство водосточной системы, а также стоковых каналов с учетом уклона местности.

Основание должно быть ровным, чтобы обеспечивать надежную укладку плиточного покрытия.

Обязательно наличие углубления для организации дренажа и предотвращения движения форменных элементов брусчатки в случае проседания грунта.

Многих людей интересует вопрос: «Можно ли класть тротуарную плитку на старое покрытие?» Такая возможность зависит от двух аспектов: состояния непосредственно покрытия и его базы. Если плиточный слой или асфальт не размыт водой, ровный и без просадки, мощение осуществляют без удаления имеющегося покрытия. В иных случаях старую плитку разбирают и начинают работу с нуля.

Как подготовить основу для укладки

Материалы и инструменты

Перед земляными работами необходимо заготовить следующие материалы и инструменты:

  • форменные элементы мощения , бордюры;
  • штыри или колья из металла или дерева;
  • горизонтальный уровень;
  • шланг с рассекателем или обыкновенную лейку для увлажнения подстилающего слоя и основания;
  • уголок из металла, швеллер , а также грабли для разравнивания присыпанной площадки;
  • веник.

Чтобы разметить участок, понадобится бечевка, садовая лопата для удаления верхнего слоя грунта и обустройства траншеи.

Как подготовить основание

Подготовка площадки заключается в снятии почвенного слоя таким образом, чтобы конечное расположение верхнего уровня поверхности основания находилось наравне с кромкой прилегающего грунта.

Глубина снимаемой земли должна быть такой, чтобы поверхность подготовленной площадки была ниже на 2-4 сантиметра по сравнению с прилегающей территорией.

После завершения земляных работ, дно траншеи нужно как следует утрамбовать. Если сверху расположена плодородная земля, то почву лучше не рассыпать около будущего тротуара, а вывезти на клумбы.

Стабилизация и подготовка грунта

Если почвенный слой достаточно ровный, работы по стабилизации заключаются в выкорчевывании растительности, засыпке ям и утрамбовке. Если на площадке есть большие неровности, для их устранения пользуются строительной техникой — бульдозером, экскаватором или скрепером. Чтобы проверить, насколько ровная площадка, применяют современные контрольно-измерительные приборы: например, лазерный уровень (нивелир).

Следующий этап — подготовка основания под мощение тротуарной плитки. На данной стадии проводят обустройство дренажной подушки. Последовательность работы:

  • засыпать песок на дно траншеи;
  • утрамбовать, поливая его из лейки или из шланга, разровнять;
  • насыпать гравий средней фракции;
  • сверху добавить песок для выравнивания слоя из щебня, полить его водой , утрамбовать.

Толщина дренажа составляет 2/3 от общей толщины основы и равна 14-15 сантиметрам.

После укладки дренажа проводят гидроизоляцию. На поверхности расстилают материал, который препятствует проникновению воды к верхнему слою.

Лучшим гидроизоляционным материалом считается геотекстиль. Он характеризуется повышенной прочностью и надежной защитой от влаги. Материал не разлагается и не гниет.

Альтернативный вариант гидроизоляции — укладка полиэтиленовой пленки, сложенной вдвое.

Для повышения эффективности отвода влаги гидроизоляционный слой должен иметь небольшой уклон. Этот факт учитывают на стадии обустройства дренажа.

Виды подстилающих слоев и их обустройство

Подстилающий слой представляет собой многослойный «пирог», для укладки которого используют различные сыпучие и каменные материалы. Он выполняет следующие функции:

  • защищает элементы мощения от разрушения зимой вследствие движения почвы;
  • зрительно выравнивает мелкие недостатки на поверхности.

Чтобы выбрать оптимальную технологию организации подстилающего слоя, учитывают условия эксплуатации плитки и тротуарной дорожки в общем.

Когда брусчатка используется для движения пешеходов, применяют песчаную подушку. Если по площадке будет проходить легковой и грузовой автотранспорт, желательно класть плитку на монолитное основание.

Если тротуар имеет незначительный уклон, плитку монтируют на гарцовку (строительную сухую смесь). Применение данного состава позволит добиться надежного скрепления элементов мощения с основой.

Сухая укладочная смесь представляет собой цементно-песчаную или известково-песчаную массу, смешанную в разных консистенциях.

Особенности укладки гарцовки под плитку:

  • состав насыпают на готовое основание в сухом виде;
  • уплотняют и выравнивают по всей площади с помощью виброплит или трамбовок;
  • перед монтажом плитки поверхность подушки немного увлажняют для повышения качества сцепления и вязкости.

Гарцовочный слой подойдет при обустройстве пешеходных дорожек с минимальной механической нагрузкой.

Устройство песчаной подушки обеспечит тротуарной плитке неподвижность по горизонтали и по вертикали. Слой песка должен быть 8-10 см. При малых нагрузках на тротуар достаточно 5 см. Песок утрамбовывают и выравнивают брусом или штукатурным правилом.

Чтобы поверхность песка получилась ровной, вдоль дорожки устанавливают маяки в произвольном количестве.

Песок можно увлажнить для повышения качества уплотнения. Это также обеспечит влагостойкость и долговечность плитки. Мощение дорожки осуществляют на сухой песчаной подушке.

Отсев — это сыпучий материал, полученный при переработке природного камня. В отличие от песка, такой состав характеризуется меньшей усадкой.

Отсев можно насыпать поверх дренажа из щебня. Каждый подстилающий слой должен составлять 10 см. Утрамбовку проводят до тех пор, пока на поверхности перестанут оставаться следы от обуви.

Внимание! Общий слой отсева не должен быть более 20 см.

Чтобы выровнять подушку под тротуарную плитку, пользуются разными способами:

  • металлическими направляющими;
  • правилом с вырезными пазами;
  • деревянными маяками.

Монтаж плитки на отсев — экономичный вариант по сравнению с другими методами.

Монолитное основание

Сущность технологии состоит в формировании платформы из монолита, устойчивой к проблемной почве. Такая база поможет равномерно распределить нагрузки на брусчатку.

Монтаж плитки на основание из монолита считается самым затратным способом. Технология применяется для обустройства дорожек, которые будут эксплуатироваться в условиях повышенных нагрузок.

Монолитное основание подразумевает два варианта:

  1. Монтаж элементов мощения на асфальт. Целесообразно, когда асфальтное покрытие износилось, но демонтаж не проводится. Изношенные фрагменты удаляют и заливают бетоном. Ямки тоже заполняют бетонным раствором, а далее приступают к обустройству брусчатки.
  2. Кладка тротуарной плитки на бетон. Бетонную подушку обустраивают сверху арматурного сетчатого каркаса. Размер ячеек 10 на 10 см. Технология востребована при укладке плиточного покрытия при нестабильных грунтах и в местах с повышенными механическими нагрузками.

Таким образом, выравнивание площадки под кладку тротуарной плитки — важный этап при обустройстве дорожки. Подготовка основания начинается с земляных работ. Осуществляется обустройство дренажа, гидроизоляции, стабилизация грунта. Чтобы обеспечить брусчатке устойчивость, укладывают несущий слой. В зависимости от условий эксплуатации тротуара, в качестве подстилающего слоя выбирают песчаную подушку, гарцовку, отсев или монолитное основание.

Устройство основания под тротуарную плитку

Благоустройство дорожек и площадок вокруг загородного дома – это не менее важные работы, чем строительство фундамента. Именно поэтому основание под тротуарную плитку необходимо правильно подготовить. Если опора будет некачественной, то со временем кладка «поплывет», а плиты будут западать друг на друга, что в свою очередь отразится не только на внешнем виде дорожек, но и на их функциональности.

На сегодняшний день существует несколько доступных технологий по устройству оснований под тротуарную плитку. Рассмотрим их подробнее.

Разновидности оснований

Обычно плитка укладывается на следующие основания:

  • Песчаное. В этом случае тротуарная плитка укладывается на песок и дополнительно фиксируется с помощью ограждающих бордюров.
  • Песчано-цементное. Сухая смесь песка и цемента укладывается на гравийную «подушку».
  • Раствор. Такое основание представляет собой жидкую строительную смесь. В этом случае необходимо подготовит монолитную бетонную основу.

На бетонную основу намного проще укладывать плиты ровными рядами. Также бетон «сглаживает» неровности почвы, поэтому готовая конструкция не будет проседать.

Читать еще:  Составьте правильную норму права

Однако, стоит учитывать, что укладка на раствор обычно осуществляется в том случае, если плиточные элементы будут испытывать большие нагрузки. Например, если на дорожку будет оказывать действие большегрузная техника или автомобиль. Если же вы планируете только ходить по брусчатке или ездить по ней на велосипеде, то нет смысла делать такую прочную и более дорогостоящую опору для тротуарной плитки.

Еще один недостаток бетонного монолита заключается в проблемах, связанных с отводом воды. Дело в том, что цементная плита не пропускает влагу, которая будет скапливаться в зазорах и щелях между плитами. При наступлении морозов жидкость начнет расширяться, что, в свою очередь, приведет к разрушению плиточных элементов.

Песчаное основание, напротив, хорошо пропускает воду, однако под влиянием влаги такая основа довольно быстро размывается.

Оптимальный вариант – это песчано-цементная подушка под тротуарную плитку. Она обладает хорошей прочностью и пропускает воду.

Определившись с лучшим вариантом укладки опоры под плитку, рассмотрим технологию возведения такой конструкции.

Этапы обустройства основания

В первую очередь необходимо подготовить участок – скосить траву и убрать мусор. На следующем этапе нужно подготовить траншею и произвести засыпку гравия.

Подготовка подушки

Чтобы подготовить траншею для мощеной дорожки, необходимо снять порядка 25-30 см грунта и утрамбовать дно полученного углубления. В качестве подстилающего слоя используется гравий или щебень фракцией 2-4 см, который необходимо засыпать толщиной 10-15 см (2/3 от общей высоты тротуара вместе с основанием) и утрамбовать.

Важно! Лучше засыпать «подушку» в несколько этапов, каждый раз производя трамбовку (желательно с использованием вибротрамбовочного оборудования).

Далее, на гравий укладывается 40-45 мм строительного песка (модуль крупности 1,5 мм), после чего слой смачивается водой и трамбуется.

Установка бордюров

Чтобы плитка не «расползалась», до укладки плиточных элементов, рекомендуется установить бордюры. Они могут быть изготовлены из любых материалов, но если вы хотите сэкономить, то лучше отдавать предпочтение изделиям из армированного бетона.

Бордюрный камень должен быть установлен таким образом, чтобы 60% его высоты находилось под землей.

Укладка цементно-песчаной основы

Песчано-цементная смесь (или гарцовка) состоит из просеянного песка и портландцемента М 400 в пропорции 6:1. Гарцовочный состав укладывается высотой 30-40 мм. После этого смесь необходимо утрамбовать.

На этом подготовка основания под тротуарную плитку завершена и можно переходить к мощению.

Если же вы решили использовать жидкий раствор в качестве основы, то этапы работы будут немного отличаться.

Особенности заливки жидкого раствора

Если вы хотите подготовить надежное парковочное место и в качестве основы выбрали бетонный монолит, то необходимо учесть несколько нюансов:

  1. Высота бетонного основания должна быть на 5-10 см выше, чем цементно-песчаная смесь.
  2. Для монолита также потребуется «подушка», но в этом случае вам понадобится меньше песка (высота слоя порядка 2-3 см).
  3. Так как бетонный монолит не будет пропускать влагу, придется обеспечить дренажную систему. Для отверстий, отводящих воду, подойдут трубы длиной порядка 20 см (длина зависит от высоты основания). На каждый м 2 потребуется по одному куску трубы.
  4. Жидкий раствор состоит из песка, цемента (М 150-200), пластификаторов или гашенной извести и воды. Готовый раствор должен быть достаточно жидким, чтобы его можно было выровнять правилом.
  5. Если по тротуарной плитке будут ездить большегрузные машины, то основание необходимо армировать. В этом случае высота монолита увеличится на 3-5 см.

В заключении

Тип основания необходимо выбирать в зависимости от предназначения дорожки или площадки. Если по ней будут только ходить, то разумнее всего сделать песчано-цементную сухую основу. Для более прочных конструкций потребуется жидкий раствор, но в этом случае придется делать отводы для воды.

Подготовка основания для укладки тротуарной плитки

Аналогично фундаменту здания основание под тротуарную плитку служит той базой, надежность исполнения которой определяет многое — долговечность, устойчивость, целостность удерживаемой на себе конструктивной части. В данном случае речь идет о тротуарном покрытии.

Неровность кладки плитки создает немало неудобств, не считая испорченный внешний вид. Выемки, провалы, бугорки и другие погрешности выступают ярким примером того, что основание было сделано некачественно, с нарушением технологического процесса. Поэтому устройство основания под тротуарную плитку требует внимательности, знания азов всего процесса и намерения выполнить работу аккуратно. Большинство хозяев даже не пытаются сделать основу под тротуарную плитку своими руками, спеша сразу же пригласить бригаду отделочников. Хотя это несложно выполнить самостоятельно, если знать, как.

О чем эта статья

Подготовка материалов для подушки

Дорожки или площадки на придомовой или приусадебной территории затем и создают, чтобы обеспечить возможность комфортно передвигаться по устойчивому, лишенному травянистой поросли и грязи покрытию. Грамотно организованная подготовка основания для укладки тротуарной плитки является тем секретом, который обеспечивает создание ровного и долговечного покрытия. Прежде чем начать изготавливать основание под брусчатку, следует четко определиться с вариантом строительного материала. Именно он будет служить в качестве так называемой подушки для будущей кладки пешеходного покрытия. Для чего обычно привлекают такие компоненты, как:

  • цемент и песок;
  • отсев;
  • галька, гравий;
  • щебень, шлак.

Обоснование выбора гравийно — песчано-цементной основы

Бетонная основа под тротуарную плитку выступает не чем иным, как однородно залитая цементным составом почва, верх которой закрывает плиточный материал. К бетонированию подушки прибегают в таких ситуациях, когда нужно обеспечить покрытию повышенную стрессоустойчивость против сильных нагрузок от техники и транспорта. На бетонной подушке гораздо легче выравнивать элементы по уровню. Раствор при застывании на дает усадки, а также нивелирует все погрешности грунта, такие как проседания, провалы, возникающие из-за слабой трамбовки.

Подобный тип основания редко находит применение вследствие проблематичности создания устройств отведения влаги. Бетонный слой не дает воде двигаться глубоко внутрь грунта, чего нельзя сказать про гравийно-песчаную подушку. В итоге влага собирается в промежутках между слоями, в порах и щелях. Когда наступает сильный мороз, вода расширяется и может деформировать покрытие, образуя на нем расколы и трещины. В связи с чем для подобного рода пешеходных дорожек создаются некоторые приспособления для водоотведения — ливневки, влагоприемники и пр. В таких способах отведения влаги не нуждаются гравийно-песчаный и цементный слои. И это несмотря на то, что технологически их выполнить гораздо проще и менее затратно. Чем и объясняется целесообразность обустройства именно данного варианта подушки.

Устройство площадки под тротуар

Самое первое, что предусматривает подготовка основания под тротуарную плитку — это приготовление площадки для последующих работ. Грунт является той базой, на которой будет организована вся совокупность слоев покрытия. Именно эта база представляется наиболее опасным местом, обеспечивающим уйму сложностей. Нередко деформация кладки тротуарной плитки происходит вследствие проседания грунта. По этой причине первыми начинают мероприятия по повышению прочностных характеристик земляной поверхности.

Для чего устраняют весь мусор, скашивают всю зеленую поросль. Затем производят трамбовку намеченной территории с периодическим поливанием ее водой. Почвенная поверхность должна уплотниться и выровняться. Именно эти качества грунта будут отвечать за устойчивость основы. Для придания ей ровности почву анализируют на наличие бугристости и углублений. Первые подрезают лопатой, вторые заполняют щебнем, шлаком либо грунтом.

Далее подготовка к укладке тротуарной плитки предполагает нанесение на рабочей площадке разметки и постановку направляющих маячков, именуемых «красными метками». Эти метки — нити шпагата, привязанные между вбитых в землю кольев. Выбрав соответствующий уровень тротуарной высоты, нить прикрепляют согласно этому будущему уровню возвышения тротуара. При планировании постановки водоприемников, принимают во внимание угол наклона в несколько градусов. Красные метки способствуют максимально ровному выкладыванию плит.

Одновременно расставляют укрепляющие бордюры по сторонам площадки. Сделать это не запрещается и после обустройства основополагающего слоя, для чего потребуется сооружение и установка опалубочных устройств, предохраняющих от осыпания грунта.

Оптимальная высота бордюра — 50 см. При этом набор шагов следующий.

  1. Отрывают траншею глубиной в 30 см;
  2. На дно настилают слой щебня (порядка 10 см);
  3. Поверх него укладывают слой цемента — толщина 2 см;
  4. В углубление монтируют бордюрные плиты. Для качественного водоотведения бордюр ставят так, чтобы своим краем он не доставал уровня поверхности брусчатки.

Обустройство базового слоя

Устраиваемая подушка под тротуарную плитку может принимать разную внутреннюю структуру. Варианты применяемых материалов и количества прослоек при этом делают различными. Однако формирование двух базовых пластов обязательно для исполнения. Таковыми выступают фундаментальный и поверхностный слои.

Читать еще:  Як правильно будеш чи будиш

Первый слой под плитку изготавливают для придания ровности поверхности, устранения ее кривизны. Тут уместен выбор двух противоположных типов материалов — гравия либо бетона. Заливка из бетона больше подходит для участков, где восприятие нагрузок повышено (для дорог, например). Гравийную же посыпку нередко используют для тротуаров. В некоторых случаях выбирают сочетание двух материалов.

При выборе гравия важно учитывать, что насыпка из него требует тщательного трамбования. В высоту прослойка может составлять от 15 см и выше. Величина эта достаточно значительная, потому и процедура уплотнения материала довольно трудоемкая. В связи с чем рекомендовано укладывать гравийную подушку тонкими слоями в несколько заходов, последовательно трамбуя каждый слой.

Очень действенным является привлечение специального дорожно-строительного механизма — виброплиты, которое предназначено для придания плотности сыпучим материалам. За отсутствием такого специализированного устройства можно пользоваться ручной трамбовкой, что намного хуже первого варианта.

Поверхностный слой основания для тротуарной плитки создается из песка или же цементно-песчаной гарцовки. Песок может быть выбран, если фундаментальный слой был выполнен максимально качественно с сильной утрамбовкой гравия. Для других ситуаций приготавливают гарцовочный состав. Для чего соединяют цемент марки М 400 и очищенный песок в пропорции 1 к 5, пользуясь при этом бетоносмесителем.

Прослойка из гарцовки выполняет роль корректирующей подушки для тротуарной плитки, величина ее толщины может составлять 5-10 см.

Рекомендации при использовании бетона

При выборе бетона в качестве фундаментальной основы следует принять во внимание некоторые пояснения рекомендательного характера.

Когда зацементированные бордюрные плиты затвердеют, на следующий день приступают к заполнению бетонной смесью. Если площадка создается для перемещения по ней крупногабаритной техники, то бетонную основу дополняют арматурой с величиной ячеек порядка 20 см. При создании тротуаров для пешеходов такая мера не предусматривается.

Для обеспечения доступа к грунту влаге проделывают дренажные отверстия. Для чего пользуются отрезками трубы (по 20 см — длина каждого), при этом их длина должна быть сопоставима с высотой бетонной толщи.

Такие куски устанавливают с распределением по всей площади (один отрезок трубы на метр квадратный). После чего замешивают типовой бетонный раствор из цемента М 150–200. В толщину бетон заливают слоем в 15 см. С армированием слой бетона должен составить не менее 20 см. Когда бетон схватится, отверстия дренажа засыпают щебнем.

Зная основные моменты того, как приготовить основание для тротуарного плиточного покрытия, свой выбор нужно делать обоснованно и в отношении приобретаемых материалов и в отношении планируемой технологии работ.

Подготовка основания для укладки тротуарной плитки — пошаговая инструкция

Обратный звонок

Оставьте свой телефон и менеджер с вами свяжется

Отправить заявку

Оставьте свой телефон и менеджер с вами свяжется

Укладка тротуарной плитки, брусчатки или дикого камня – последняя стадия работ по мощению территории. Чтобы использовать все сильные стороны плитки, необходимо качественно подготовить основание.

Прочитав статью, вы узнаете, последовательность проведения подготовки основания под укладку тротуарной плитки, каким инструментом для этого пользуются, и научитесь выполнять все необходимые работы своими руками.

Расчет материалов

Для расчета материала измерьте площадь участка проведения работ, затем определите толщину щебенчатого слоя. Минимальный слой в 7 см обеспечивает минимальные характеристики.

Оптимальный слой – 12 см. Он обеспечивает хороший дренаж воды и достаточную жесткость основания для движения пешеходов и редких легковых автомобилей.

Мощный слой – 18-20 см. Его составляют из двух-трех слоев щебня разных фракций. Нижний слой 7-8 см щебень фракций 25-30 мм. Поверх него слой толщиной 5-7 см из щебня фракции 15-20 мм. Верхний слой 5-7 см из щебня фракции 5-10 мм.

Определите объем песка, он зависит от фракции щебня верхнего или единственного слоя. Для щебня фракции 5-10 мм слой песка 3-4 см. Для 15-20 мм толщина слоя 4-5 см., 25-30 мм толщина слоя песка 6-8 см.

Структура основания для тротуарной плитки

Определите количество плитки, для этого поделите общую площадь участка на площадь отдельной плитки. Увеличьте количество на 5 процентов. Это необходимо, чтобы компенсировать подрезку плитки и повреждение отдельных элементов. Подсчитайте количество и размеры бордюра. Для этого определите длину периметра участка, поделите на длину бордюра, и увеличьте число на 5 процентов.

Готовим земляное корыто

Земляное корыто – это траншея по размеру участка, на котором проводят работы по мощению. Оно необходимо, чтобы опустить подстилающие (щебенчатые и песчаный) слои на необходимую глубину. Это позволит избежать чрезмерного подъема уровня плитки.

В первую очередь разметьте участок. Размер корыта равен размеру участка плюс один метр (длина и ширина). Чтобы очертить участок, отступите от границы 10 см, вбейте в землю колышки и натяните между ними веревку. После этого подготовьте место для складирования грунта. Затем определите глубину подстилающих слоев. Толщина щебенчатого слоя 7-20 см. толщина песчаного слоя 5-10 см.

Если вы мостите участок небольшой площади (5-20 квадратных метров) и у вас достаточно сил, снять необходимый по толщине слой грунта можно с помощью кирки и лопаты. Если вы не можете выполнить земляные работы самостоятельно, обратитесь в организацию, которая занимается земляными работами или наймите бригаду.

Удалив грунт, подчистите дно корыта, чтобы удалить бугорки и кочки. Возьмите в аренду виброплиту или механизированный ручной каток. Стоимость аренды устройств для подготовки основания под тротуарную плитку 1-10 тысяч рублей в сутки без учета залога. Без этих инструментов невозможно качественно уплотнить поверхность земляного корыта. Укладка подстилающих слоев и плитки на неуплотненный грунт приведет к проседанию отдельных участков покрытия.

Если вы укладываете ливневый дренаж под основанием, то прокопайте траншеи, проложите трубы, после этого продолжайте работы. Уплотните дно земляного корыта. Для этого пройдитесь по нему виброплитой весом до 60 кг 20-25 раз. Если виброплита тяжелей 60 кг, достаточно 18-20 раз. Если вы взяли в аренду ручной механизированный каток с функцией виброуплотнения, проведите его по всей площади корыта 5-7 раз. Каток без виброуплотнения необходимо катать 10-15 раз.

Установка бордюра

После уплотнения земляного корыта обкопайте его по периметру траншеей шириной 30-40 см. Ближняя к корыту сторона траншеи должна заступать за линию периметра на 5-7 см. Глубина траншеи зависит от размера бордюра. Вычтите из высоты бордюра толщину подстилающих слоев с учетом уплотнения, толщину плитки и прибавьте к остатку 3-5 см.

Для установки бордюра необходим бетон, который состоит из:

  • одной части цемента марок М-300 – М-500;
  • трех частей песка;
  • трех-пяти частей щебня.

Количество воды зависит от влажности песка. Замесите бетон такой густоты, чтобы он не стекал с лопаты, натяните шнур четко по периметру участка для мощения, наложите в траншею бетон слоем 7-10 см. и установите бордюры по шнуру. Угол внутренней стороны и верха бордюра должен касаться шнура.

После установки бордюра залейте траншею бетоном до уровня дна земляного корыта. Через три дня засыпьте бордюр снаружи грунтом до уровня земли и приступайте к укладке щебенчатого слоя.

Щебенчатый слой

Назначение щебенчатого слоя – равномерное распределение нагрузки на грунт и дренаж ливневых и талых вод. Если вы укладываете один слой щебня, используйте материал фракции 20-30 мм. Если используете 2-3 слоя, укладывайте сначала крупный щебень, затем средний, после него мелкий. Такой порядок называется расклинцовкой, он обеспечивает равномерное распределение нагрузки верхнего слоя на нижний.

Засыпьте в корыто необходимое на один слой количество щебня и разровняйте. После этого полейте водой из расчета 0,3-0,5 литра на один квадратный метр и уплотняйте с помощью виброплиты или ручного механизированного катка. Количество проходов аналогично уплотнению грунта. Затем высыпайте щебень для следующего слоя, разравнивайте и уплотняйте, потом так же укладывайте верхний слой.

Ручной механизированный каток

Для создания щебенчатых слоев покупайте мытый щебень. В неочищенном много грязи и пыли. Когда пройдут ливни, пыль смоется, и щебенчатые слои просядут, а за ними просядет и плитка. Если нет возможности приобрести мытый щебень, посетите ближайший асфальтобетонный завод, чтобы купить у них щебень, который очистили с помощью грохота.

Песчаный слой

Засыпьте в земляное корыто необходимое количество песка, разровняйте и уплотните его. Для этого полейте песок водой из расчета 0,5 литра на квадратный метр и через 10-20 минут пройдитесь по нему виброплитой или катком. Количество проходов в два раза меньше, чем для грунта и щебня.

Читать еще:  Правильно замочить семена огурцов видео

Для песчаного слоя используйте промытый или очищенный с помощью грохота песок. Если вы не знаете, чистый песок или нет, насыпьте его в стеклянную банку до половины и залейте водой доверху. Энергично перемешайте песок. Если через 10 секунд после перемешивания вода очистилась, это промытый песок. Если вода очистилась через минуту, это очищенный с помощью грохота песок. Если вода не очистилась через полторы минуты, это грязный песок.

Что нужно для подготовки основания под брусчатку и тротуарную плитку и как правильно сделать укладку, узнаете в следующем видео:

От подготовки основания зависит надежность укладки плитки. Не важно, с каким старанием мастер выкладывал узоры из плитки, если основание подготовлено с ошибками. Несколько сильных ливней нарушат узор, потому что часть плитки просядет. Если основание подготовили правильно, с использованием соответствующих материалов, с качественным уплотнением, тогда узору плитки ничего не грозит.

Как правильно сделать подушку под тротуарную плитку

Подушка под тротуарную плитку укладывается всегда. При этом обеспечивается устойчивость, надежность и достаточная подвижность покрытия, что позволяет предотвратить его разрушение вследствие пучения грунта. Существуют разные виды оснований: песчано-гравийное, песчано-цементное. При обустройстве стоянки или дороги для автомобилей создается более прочное покрытие — из бетона.

Подготовительные земляные работы

Дальнейшие действия зависят от того, какой вид основания выбран:

  • песчаное покрытие;
  • песчано-цементное;
  • бетонное.

Цементный раствор не готовят при этом, а используют сухую смесь. Заливка водой осуществляется после укладки основания. Для создания бетонного покрытия замешивают цементный раствор. При этом создается опалубка, последовательность действий при подготовке к земляным работам будет уже другой.

Общий этап для формирования любого основания — выемка грунта на участке, где планируется укладывать плитку. Работу выполняют своими руками, т. к. в данном случае не нужно копать глубокий котлован, как под фундамент.

Толщина слоя почвы, который нужно удалить, определяется видом основания: песчаное, песчано-цементное или бетонное. Чем больше материалов при его обустройстве будет использоваться, тем толще слой удаляемого грунта.

Главные критерии, на которые следует ориентироваться, когда производится выемка почвы:

  • площадка, формированная из плитки, должна быть вровень с поверхностью земли, при этом используют столько материалов, чтобы после усадки данное требование выполнялось;
  • если верхний слой грунта рыхлый, допустимо обустраивать покрытие так, чтобы оно было ниже поверхности земли на 2-4 см.

В обоих случаях важно учитывать усадку применяемых сыпучих материалов и почвы. Когда обустраиваются садовые дорожки, тротуары, в большинстве случаев толщина слоя грунта, который снимают, составляет 20 см.

Чтобы сделать более прочным покрытие площадки, отведенной под парковку, дополнительно удаляют еще 8-10 см. В результате глубина небольшого котлована достигает 30 см. Расход материалов увеличится, т. к. в данном случае необходимо создать надежное основание, которое сможет выдержать легковые и грузовые автомобили.

На этапе снятия слоя почвы удаляют сор, камни, сорную траву. Если поверхностный слой почвы плодородный, не рекомендуется разбрасывать его вдоль площадки, где ведутся строительные работы. Здесь будут прорастать сорняки. Такую почву лучше использовать для обустройства грядок и клумб.

После удаления сора и камней формируется уклон в направлении от строений (не более 3%). Дно траншеи утрамбовывается. Это позволит сделать будущее покрытие более прочным, т. к. снижается риск усадки грунта под весом используемых материалов. Устанавливается бордюрный камень.

Дренажная подушка из гравия

Для укладки тротуарной плитки и участков дороги, на которые не оказывается существенной нагрузки, используют щебень. Средний размер фракций материала составляет 5-20 мм. Рекомендованная толщина слоя — 15 см. Этого достаточно при монтаже покрытия тротуара.

Если обустраивается площадка под машину, важно не только тщательно утрамбовать и выровнять грунт, нужно еще и использовать достаточное количество насыпных материалов. В данном случае слой щебня составит 30 см. Средний его размер — до 40 мм.

Сверху формируется более тонкий слой из мелкофракционного щебня толщиной не более 5 см. Средний размер фракций в данном случае составляет 5-20 мм. Нельзя использовать только мелкофракционный или крупнофракционный щебень. При этом может произойти усадка либо нарушится дренаж.

Гидроизоляция основы

Поверх песчаного слоя можно проложить геотекстиль. Это экологичный материал, который не только защищает основание от сорной травы, а покрытие — от проседания, но еще и позволяет правильно организовать гидроизоляцию верхнего покрытия. Геотекстиль укладывают одним слоем внахлест.

Преимущества такого материала:

  • неподверженность гниению, разложению;
  • длительный период службы;
  • высокая прочность.

Кроме того, благодаря геотекстилю снижается вероятность скопления воды под брусчаткой. Если нет возможности использовать такой материал, применяют полиэтиленовую пленку.

Ее складывают вдвое, но даже это не обеспечит надежной защиты покрытия от воды. Пленка быстро деформируется.

Песчаная подушка

Способов обустройства основания множество, в каждом из них применяется песок. Слой этого материала может формироваться под щебневой подушкой, поверх нее. Кроме того, в процессе укладки плитки тоже используется песок. Он выступает в качестве уплотняющего материала. Если укладывать брусчатку непосредственно на геотекстиль или щебень, надежность покрытия снизится.

Финишный песчаный слой формируется после того, как будет выполнена гидроизоляция. Материал должен быть просеян. Причем наилучшим вариантом является речной песок. Толщина несущего слоя зависит от параметров основания, в большинстве случаев она составляет 7 см. В процессе укладки плитка частично погружается в песчаное основание.

Материал нужно постоянно трамбовать. Для этого используется специальное оборудование. Можно выполнять работы своими руками, в данном случае песок смачивают водой. Перед монтажом брусчатки слой этого материала выравнивают штукатурным правилом.

Песчано-цементное основание

Принцип формирования финишного слоя в данном случае такой же, что и в случае с песчаным основанием. Только вместо чистого песка готовится смесь компонентов. Это позволит сделать покрытие монолитным. Смешивают песок и цемент в соотношении 3:1. После того как будет сформирован финишный слой, его выравнивают. Трамбовать песчано-цементную смесь необязательно.

Трамбовка выполняется в процессе монтажа брусчатки. Когда используется цементно-песчаная смесь, важно выполнять работу в сухую погоду при условии, что влажность воздуха не превышает нормального уровня. При контакте с влагой цемент начинает затвердевать. Это приводит к снижению качества покрытия.

Бетонное основание

Такой вариант выбирают при монтаже парковочной площадки или участка дороги, на который будет оказываться повышенная нагрузка.

Плитка поверх такого покрытия укладывается с помощью клеящего состава. Перед заливкой бетона формируется дренажная подушка.

Основание нужно усилить, для чего используют армирующие прутья. В основе такой подложки под плитку — гидроизоляция.

Благодаря применению влагонепроницаемого материала бетон защищается от воздействия влаги, что позволит увеличить срок службы покрытия.

Составляется схема будущей площадки. Определяются ее размеры, параметры каждого слоя сыпучих материалов. После заливки бетоном изменить их будет невозможно, поэтому важно правильно установить опалубку. Она позволяет придать нужную форму раствору, если поверхность дорожки выше уровня почвы.

При монтаже опалубки используют дерево: щиты, доски. Подойдет и щитовой пластик, ДСП. Одна сторона изделий должна быть плоской. Их фиксируют с помощью предварительно установленных кольев.

Армирование

На дне траншеи формируется песчано-гравийная подушка. Вышеописанный принцип выполнения таких работ можно взять за основу и при укладке плитки на бетон. Поверх слоя щебня располагают армирующий каркас.

Перед заливкой бетона важно определить границу, выходить за которую нельзя. Это позволит создать ровное покрытие. В качестве маяков применяют металлический профиль. Его располагают вдоль всей площадки. Можно использовать профили для гипсокартона.

Они выполнены из оцинкованного металла, отличаются существенной длиной. Крепятся маяки с помощью небольшого количества цементного раствора. Профили располагают параллельно друг другу на некотором расстоянии (не больше длины штукатурного правила).

Заливка бетона

Применяют цемент М400 или М500. Перед заливкой ребром устанавливают листовой материал любого вида, его толщина не должна превышать 4 мм. Когда цементный раствор затвердеет, листы убирают, в результате получают компенсаторные швы, благодаря которым покрытие не деформируется при перепадах температур.

Раствор готовится с помощью строительного миксера. Сначала смешивают сухие компоненты. После получения равномерной смеси постепенно добавляют воду. Нужно контролировать, чтобы в массе бетона при заливке траншеи не было пустот.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector