Правильное положение рук в гробу

Правильное положение рук в гробу

«Как правильно гроб поставить?»

Дочка до сих пор вспоминает один случай. Было ей четыре года, мы возвращались поздним осенним слякотным вечером из гостей. Муж нёс её на плечах. Шли мы по проезжей части, вымощенной булыжником. В то время в нашем посёлке не было ни тротуаров, ни уличного освещения, да и машины попадались редко. Но вот муж оглянулся и сказал:
– Черти машину несут.
Это значило: нам надо уходить на обочину, в грязь. А дочке стало любопытно, хотелось посмотреть, как черти будут машину нести.
…Муж был безбожником. Если я заводила разговор на эту тему, он не спорил, просто отмалчивался. Я тоже в молодости была ярой атеисткой, сейчас даже вспоминать стыдно. Но со временем поняла, что не всё на земле появилось само собой, что есть Высший Разум.
В трудные 90-е годы мы купили маленький инкубатор и я научилась выводить цыплят. Рассматривая задохликов, изумлялась: кто же это так разумно «упаковывает» цыплят в яйца? Как сложены крылышки, лапки, головка, чтобы потом всё это поочерёдно расправилось. И кто же для человека приготовил день с солнышком, ночь для отдыха, водичку, съедобные растения и многое другое? Это всё само по себе появилось? Говорила с мужем об этом, молчал. Никогда ничего на религиозные темы не читал, а если видел по телевизору храм или священника, переключал канал.
Характер у него был весёлый, никогда не унывал. А как заболел, так все разговоры стали сводиться к смерти, могилам, кладбищу.

Болел он всего три месяца. Вначале пошла носом кровь, затем его стало качать при ходьбе. Дальше вообще ходить не мог, падал. А потом стал заговариваться.
Ночью будит меня:
– Вставай, надо же подумать, куда бабу Феню положим. Если её за углом, то куда тогда меня? (Баба Феня – моя мама, умершая 20 лет назад.)
Однажды усадил меня рядом, стал гладить по голове, заглядывать в глаза. Потом заплакал и сказал:
– Давай вместе умрём.
– Не надо умирать, – ответила я, – давай ещё поживём.
– Нет, – возразил он. – Я уже два раза туда опускался, только костюмчик надо надеть.
И все эти разговоры – только ночью.
В другой раз спрашивает меня:
– Как ты думаешь, я сам из гробочка встал или меня отпустили?
– Ты человек дисциплинированный, не мог самовольно уйти, наверное, тебя отпустили.
Он немного подумал и сказал:
– Нет. Оттуда не отпускают.
В последнее время он меня не воспринимал как жену, обращаясь ко мне, говорил «хозяйка».
Поужинали мы с ним, отвела его, уложила, а сама вернулась на кухню посуду мыть. Слышу:
– Хозяйка!
Оглянулась: он стоит в дверях.
– Вы это всё бросайте, а то вам сегодня спать не дадут.
Спрашиваю:
– Кто же?
Вначале пожал плечами, потом глазами показал себе за спину и тихонько прошептал:
– Дьяволы.
Как-то дочка сидела рядом с ним на диване, он у неё спрашивает:
– Ты думаешь, мы с тобой здесь одни сидим? – и опять показал глазами за спину. Она спросила:
– Кто там?
Ответ был: «Дьяволы».
Ночью он не спал. Садился на постели и сбрасывал на пол подушки, одеяло, вытаскивал из-под себя простыню. Если спрашивала его «Дедушка, зачем же ты это делаешь?», он, не поворачивая головы, отвечал: «Это не я».

В жизни он был спокойный, если когда и ссорились, вернее, спорили, то голоса никогда не повышал, руку на меня не поднимал. А тут стал кричать, почему я сплю.
Однажды стащил меня спящую на пол и стал как бы выкручивать ногу. А мужчина он был крупный, сильный. Я кричала, звала на помощь дочку и зятя, хотя понимала, что они не услышат, мы живём в одном дворе: они в доме, мы – во флигеле. Но чтобы его напугать, громко звала их.
В последний месяц его жизни я три раза спасалась от него бегством. Но до сих пор не понимаю, как мне удавалось убегать. То ли он боялся, что придут дети, то ли силы внезапно его покидали, и я могла вырваться. Ведь днём он лежал очень слабый, уже не мог вставать, я кормила его в постели из ложечки. А ночью – откуда сила появлялась?
Слышу шорох, включаю свет: он стоит у шкафа с одеялом в руках, пытается завесить зеркальную дверцу. Одеяло падает, он его поднимает и продолжает завешивать.
Потом я уже спать не ложилась. Сижу, делаю вид, что читаю. Он тоже сидит молча. Потом медленно поворачивается ко мне, приподнимается и идёт. Я протягиваю руки ему навстречу, спрашиваю:
– Дедушка, ты чего?
Он страшным, не своим голосом повторяет:
– Дедушка, дедушка… – и хвать меня за руки.
То выкручивал ногу, то явно намеревался сломать руки. Я кричала, опять звала на помощь и каким-то непонятным образом вырывалась и убегала. Пока стучалась к своим, он уже выбегал из флигеля за мной. И ведь не падал.
Последние ночи мы с дочкой дежурили поочерёдно. С вечера я шла к ним в дом и спала до часу ночи, а она сидела с ним. Потом она шла спать, ей же утром на работу. А я уже не ложилась, отвлекала его разговорами. Мы несколько раз ночью вызывали «скорую», просили уколоть ему что-нибудь успокаивающее или снотворное. Но ничего не действовало.

Однажды попросили приехать психоневролога. Он сначала побеседовал с мужем, убедился в его агрессивности, потом сказал с улыбкой:
– Сейчас я уколю ему лошадиную дозу, успокоится.
Ну и что? Через 15 минут после ухода врачей муж поднялся. Мне кажется, он и не спал, а ждал, когда они уйдут. Вот такие странности.
Ещё удивляло, что в его речи появлялись слова, которые, я уверена, он никогда и не знал. Например, спрашивает меня:
– Рассказать тебе быль?
Или:
– У древних индусов было поверье: никогда никому не давать ничего лишнего и никогда ни у кого не брать ничего лишнего.
Да никогда он не интересовался древними индусами. Откуда это у него?

Раньше, если я где-то слышала, что перед смертью умирающий давал наказы, относилась к этому с недоверием. А теперь самой пришлось услышать. За два дня до смерти он периодически звал меня тихим голосом: «Хозяйка!» И каждый раз давал указания.
– Смотрите, ноги хорошо поправьте. Да запишите, а то забудете.
Я думала, ему холодно, подтыкала одеяло под ноги. А после, когда он уже лежал в гробу и я заметила, что носки его обуви торчат в разных углах гроба, поняла, что мы забыли связать ноги. А ведь он предупреждал!
– Хозяйка, купите три красных платка и повяжите мужикам на рукава. И три покрывала. (Зачем, не знаю.)
– Да выносите пораньше, а то холодно.
– Как правильно гроб поставить? Так или вот так? (Показывал рукой.)
– Скажите председателю: пора выносить.
Когда болел, я несколько раз просила его:
– Скажи: Господи, помоги!
Молчит.
А один раз напугал нас с дочкой. Мы думали, он спит, и тихонько переговаривались. И вдруг громким чужим голосом нараспев он произнёс:
– Я стою на Иисусовой горе… – а дальше неразборчиво. И быстро замолчал.
Если описать всё, что он творил и что говорил в течение трёх месяцев своей болезни, хватило бы на целую книгу.

Вот такая кончина была у моего мужа. А ведь был неплохим человеком. Его уважали и родственники, и коллеги. Мы прожили с ним больше пятидесяти лет. Недавно меня подвозил один таксист. Когда увидел мой дом, спросил:
– Вы, наверное, жена Ивана Петровича? Я много лет проработал под его началом. Хороший был человек. На него даже алкаши не обижались. Говорили, что зря никогда не ругал, только за дело. Справедливый был.
А работал он последние 15 лет до пенсии заместителем начальника строительной организации. Понятно, какой там контингент и какая неспокойная работа была у мужа.
Я жалею сейчас, что не пригласила к нему, умирающему, священника. Боялась, не примет он его, поставлю человека в неловкое положение и сама опозорюсь. А теперь думаю: а может, всё обошлось бы по-другому. Зря не решилась.
Мы его поминаем, он крещёный. Я в церкви бываю редко, возраст 82 года, молюсь дома. А дочь часто ходит, не пропускает ни одной поминальной субботы, и в обычные дни тоже. Просим Бога простить и помиловать мужа.
Что же это с ним было? И почему?

Почему у покойника правая рука должна быть поверх левой

Проводы в последний путь связаны с правилами, идущими из глубины веков

По православным традициям у покойника руки складываются на груди крестообразно таким образом, чтобы правая рука была сверху левой, а в левую руку вкладывается либо образ (для мужчин — это образ Спасителя, а для женщин — образ Божьей Матери), либо крест.

Читать еще:  Правильно подобранные модели не ограничивают

Делается это для того, чтобы усопший мог помолиться, если он при жизни был верующим человеком.

10 советов, как приготовить усопшего в последний путь, «КП» дал специалист по похоронным ритуалам Олег Петров
1. После установления факта смерти умершего(ую) обмывают специально приглашенные из церкви или из бюро ритуальных услуг старушки. Они же и одевают усопшего(ую) в новую одежду и оставляют на двое суток в доме.
2. В день смерти на подоконник надо поставить стакан с водой — для того чтобы душа умершего могла напиться. Стакан должен стоять 40 дней, и воду в нем надо менять ежедневно, потому что душа покойного находится в доме до шести недель.
3. Пока умерший находится в доме, его не оставляют одного. И, кроме того, родственники приглашают «читальщицу» — обычно пожилую женщину, которая читает Евангелие и псалтырь. Приглашенные старушки здесь же служат панихиду.
4. Руки покойника складывают на груди таким образом, чтобы правая лежала поверх левой.
5. Обычно похороны — за исключением каких-либо экстремальных ситуаций — назначаются на третий день. Причем считается, что покойника надо похоронить до обеда.
6. После выноса гроба с телом в доме непременно моют пол, чтобы усопший «не возвращался».
7. Гроб должны нести знакомые или друзья умершего, а не родные.
8. После похорон устраиваются поминки. Лучше приготовить те блюда, которые любил покойный. Нельзя поминать со спиртным. Лучше пригубите святой воды.
9. Умершего поминают на 9-й, 20-й и 40-й день после кончины, а также через полгода и год. Считается, что «покойник ждет помину тридцать лет». По истечении же этого срока может жестоко отомстить особо забывчивым.
10. В поминальные дни идут на кладбище навестить умерших родственников. По церковным канонам кушать и пить алкоголь на кладбище нельзя.

Приготовление усопшего к погребению

Умерших мы именуем усопшими, то есть уснувшими. Называем их мы так по нашей христианской вере, что души после смерти не уничтожаются, не исчезают в небытии, а отлучаются от тела и переходят из этой жизни в другую — загробную. Там пребывают они после частного суда по делам земным в приличествующем им месте до Страшного суда Божия, когда по слову Господа души всех умерших людей воссоединяться с телами и воскреснут. И тогда окончательно определится участь каждого: праведные наследуют Царство Небесное, блаженную вечность с Богом, а грешные — вечное наказание.

Историческое обоснование погребения усопших дано в образе погребения Иисуса Христа. По примеру благочестивой древности и в настоящее время погребение предваряется совершением различных многозначительных символических действий.

Тело усопшего омывают теплой водой, чтобы предстал он перед Богом по воскресении в чистоте и непорочности. При омовении читают «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» или «Господи, помилуй». Возжигается лампадка или свеча и горит до тех пор, пока в доме находится покойник. После омовения тело христианина одевают в чистые и, по возможности, новые одежды — по званию и служению его, на усопшем обязательно должен быть нательный крестик. Омовение обычно совершают люди старшего возраста, а если таковых нет, то омыть тело усопшего может любой из родственников, за исключением женщин, находящихся в данный момент в естественной нечистоте. Обычай указывает, что в омовении тела женщины участвуют только женщины. Если известно, что почивший был монахом (монахиней) или священнослужителем, то надо о его кончине сообщить в храм. Тело покойного полагают на стол, покрывают белым покрывалом — саваном. Затем умершего покрывают особым освященным покровом (погребальным покрывалом), на котором изображены крест, лики святых и молитвенные надписи. Все это означает, что умерший оставался верным Богу и теперь остается под покровом Божиим. Глаза должны быть закрыты, уста сомкнуты, руки сложены крестообразно, правая поверх левой. Руки и ноги усопшего связывают, чтобы развязать перед последним прощанием. В руки покойного полагают погребальный крест, на грудь кладут святую икону, для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери. На лоб умершего возлагают венчик — полоску бумаги с изображением Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. Изображения эти обрамлены надписью «Трисвятого». Венчик, символизирующий соблюдение веры усопшим христианином и совершение им христианского жизненного подвига, возлагается в надежде, что почивший в вере получит по воскресении от Бога небесную награду и нетленный венец. Как правило, венчик отпечатан на одном листке с разрешительной молитвой. После приобретения молитвы-венчика в храме венчик отрезается ножницами (после отпевания листок с молитвой будет вложен в руку почившего). Перед положением усопшего во гроб тело его и гроб окропляют святой водой, причем гроб окропляют извне и изнутри. В гроб покойного полагают лицом вверх, под голову кладут подушку, набитую соломой или опилками. Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами, головой к образам. Вокруг гроба возжигают четыре свечи: у головы, в ногах и по обеим сторонам на уровне скрещенных рук. Возженные свечи вместе изображают крест и символизируют переход умершего в Царство Истинного Света.

К православным традициям не относятся бытующие во многих семьях различные суеверия, связанные с покойником , такие, как занавешивание зеркал, отказ пользоваться вилками во время поминальной трапезы, обычай оставлять часть блюд или стакан с водой (а еще хуже с водкой) перед портретом усопшего и т. п.

Все эти суеверия никакого отношения к православию не имеют. Занавешивание зеркал в доме, где лежит тело покойного, оправдано лишь в том случае, когда мы, думая об усопшем, уходим от внешней суеты и отдаём свой последний молитвенный вздох об упокоении преставльшейся души.

Ошибки на похоронах. Как не допустить ошибок на похоронах

Похороны у многих людей вызывают чувства страха и тревоги. И это не удивительно. Ведь в этом обряде прощания с умершим есть не только печальное, но и что-то загадочное, и даже мистическое. Сведущие люди утверждают, что одно неловкое движение во время проведения ритуала может обречь душу умершего на вечные страдания, а также накликать беду на живых. Так ли это на самом деле – неизвестно. Но в любом случае каждый должен знать, что необходимо делать на похоронах. И, главное, как это сделать правильно, чтобы в будущем не списывать свои проблемы и неудачи на совершенные в тот момент ошибки.

Для чего проводят похороны?

Обряд прощания с умершим издавна проводится во всем мире. Он призван выразить дань уважения и почтения людям, которых постигала смерть. Несмотря на значительные отличия между похоронными ритуалами разных культур и вероисповеданий, все они считаются священными и сохраняют главный принцип: родственники, близкие и знакомые усопшего собираются все вместе, чтобы навсегда распрощаться с ним и провести в последний путь.

Также похороны несут мощный информационный посыл. Они напоминают присутствующим, что их существование на земле недолговечно, и рано или поздно смерть придет за каждым. Это заставляет многих серьезно задуматься о своей жизни и пересмотреть свои взгляды.

Таким образом, этот обряд является важной частью нашей культуры и настоящим напутствием к правильной жизни.

Православные похороны

Православная церковь смотрит на смерть, как на переход из земной жизни в вечную. И чтобы попасть на небеса человек должен пройти специальную подготовку. Подготовка эта состоит из нескольких этапов:

  1. Соборование. Перед смертью священник должен провести таинство соборования.
  2. Отпущение грехов. Умирающий человек должен исповедаться церковнослужителю в своих грехах и попросить прощение у Бога и близких.
  3. Причастие. Священник обязательно причащает умирающего перед смертью.
  4. Чтение канона. Священнослужитель должен прочесть умирающему молебное напутствие перед смертью. Также это сделать могут родственники или близкие.
  5. Омовение и переодевание. После того, как умирающий испустил дух, его обязательно нужно омыть чистой водой и насухо вытереть, чтобы он предстал пред Богом чистым. Также покойного одевают в нарядную одежду и укрывают саваном.
  6. Заупокойная лития. За 1-1,5 часа до выноса гроба из дома священнослужитель окропляет гроб и тело святой водой и проводит заупокойную службу с каждением.
  7. Отпевание. Перед погребением священник зачитывает ряд молитв и песнопений. Только после выполнения всех этих этапов, считается, что покойный сможет обрести вечную жизнь в мире ином.

Похоронные правила

Во время подготовки тела, погребения и в определенный период после похорон действует ряд правил, нарушение которых, по мнению православной церкви, чревато тяжелыми последствиями. Вот некоторые из них:

  1. Похороны лучше проводить на третий день после смерти человека.
  2. Нельзя хоронить умерших в воскресенье и на Новый год.
  3. Сразу после смерти все зеркала в доме необходимо занавесить, а часы – остановить. В таком состоянии они должны находиться 40 дней.
  4. Ни на минуту нельзя оставлять усопшего одного в комнате.
  5. Запрещено выносить покойного из дома до полудня и после захода солнца.
  6. Не советуют участвовать в обряде беременным женщинам и детям.
  7. С момента кончины и до погребения родные умершего должны непрерывно читать Псалтырь.
  8. Омывать тело покойного можно только в светлое время суток.
  9. Беременные женщины и те, у которых идет менструальное кровотечение, не могут омывать усопшего.
  10. Погребальная одежда должна быть нарядной и светлой, саван – белым. Если умерла незамужняя девушка, ее одевают в свадебное платье.
  11. В доме, где умер человек, до окончания похорон должна гореть свеча или лампадка. В качестве подсвечника лучше использовать стакан с пшеницей.
  12. Нельзя стирать, подметать и сметать пыль, если в доме покойник.
  13. Не рекомендуется нахождение животных в одной комнате с гробом.
  14. В присутствии покойного здороваются не голосом, а кивком головы.
  15. Глаза и рот умершего должны быть закрыты. С этой целью нижнюю челюсть подвязывают платком, а на глаза кладут монеты.
  16. На лоб усопшего укладывается венчик, длинная бумажная или тканевая полоса с молитвами и образами святых.
  17. Обязательно необходимо надеть на покойного нательный крестик.
  18. Вместе с телом в гроб укладываются все его личные вещи: протезы, очки, часы и пр.
  19. Руки усопшего нужно сложить на груди крестом. Причем правую положить поверх левой.
  20. Ноги и руки умершего должны быть связанными. Перед погребением завязки снимаются и укладываются в гроб.
  21. Под голову, плечи и ноги покойного в гробу нужно уложить подушечки из ваты.
  22. Головы умерших женщин должны быть покрыты косынкой. Также всем присутствующим на похоронах женщинам необходимо иметь головной убор.
  23. Запрещено класть в гроб живые цветы, только искусственные или засушенные.
  24. Гроб с умершим выносят из дома вперед ногами и сопровождают церковным песнопением.
  25. Вынося гроб из дома, необходимо проговаривать: «Покойник один из дома вон» и на несколько минут закрыть в доме или в квартире находящихся там людей.
  26. После выноса гроба необходимо помыть все полы.
  27. Кровные родственники не могут нести гроб и крышку.
  28. С начала ритуала и до момента погребения в левой руке покойного должен находиться крест, а на груди – икона, уложенная ликом к телу. Женщинам на грудь укладывается образ Божьей Матери, мужчинам – образ Христа-Спасителя.
  29. Обходить гроб с усопшим можно только у головы, поклонившись ему при этом.
  30. Во время отпевания вокруг гроба должны стоять 4 зажженные свечи: у головы, у ног и по рукам.
  31. Похоронному шествию следует идти в строгой последовательности: крест, икона Христа-Спасителя, священник со свечой и кадилом, гроб с умершим, родственники, другие участники с цветами и венками.
  32. Каждый, кто встретит похоронную процессию должен перекреститься. Мужчины дополнительно обязаны снять головной убор.
  33. Прощаясь с покойным, необходимо поцеловать венчик на его лбу и икону на груди. Если гроб закрыт, прикладываются к кресту на крышке.
  34. Все участвующие в траурной процессии должны бросить в могилу горсть земли.
  35. В день погребения нельзя посещать могилки других родственников или знакомых.
  36. Не рекомендуется смотреть на гроб с умершим из окон дома или квартиры.
  37. После похорон родные усопшего должны одарить присутствующих пирогами, конфетами и носовыми платочками.
  38. Стулья, на которых стоял гроб, в течение суток нужно ставить ножками вверх.
  39. На поминках из спиртного подается только водка. Пить ее нужно не чокаясь.
  40. Во время поминок для умершего наливают рюмку водки и накрывают ее ломтем хлеба. После поминок рюмка с хлебом стоит еще 40 дней.
  41. На поминальном столе обязательно должна присутствовать кутя. С нее и начинается поминальный обед.
  42. Перед тем как войти в свой дом после похорон необходимо почистить обувь и подержать руки над огнем свечи.
  43. После похорон в течение суток нельзя ходить по гостям.
  44. На следующее утро после погребения родственники и близкие должны отнести на могилу завтрак.
  45. В течение недели со дня смерти из дома покойного нельзя ничего выносить. Вещи умершего можно раздавать не ранее, чем через 40 дней после погребения.
  46. 6 недель после похорон в доме, где жил умерший, на подоконнике должен стоять стакан воды и тарелка с едой.
  47. На могилах юношей и девушек у головы рекомендуют садить калину.
  48. Об умершем человеке можно говорить только хорошо.
  49. За усопшим нельзя сильно плакать и убиваться.
Читать еще:  Правильно резать стекла видео

✓ Мы точно знаем, что всегда сможем Вам помочь.

Приметы и суеверия

С похоронами связано множество примет и суеверий. Все они призваны защитить родных, близких и знакомых, которые пришли проститься с умершим, и разъяснить им, как правильно себя вести во время обряда, чтобы не навести на себя порчу. Самыми распространенными из них являются следующие убеждения:

  • Если во время похорон глаза покойного откроются, то тот, на кого упадет его взор, уйдет на тот свет следом.
  • Если подержаться за ноги умершего, уйдет страх перед ним.
  • Если положить под покойника вербу, освященную в церкви в Вербное Воскресенье, она будет отгонять нечисть.
  • Если пшеницей, которая использовалась со стаканом в качестве подсвечника на похоронах, накормить птицу, она умрет.
  • Если перейти дорогу похоронному шествию, можно серьезно заболеть.
  • Если поводить по опухоли всеми пальцами правой руки усопшего, при этом читая «Отче Наш» 3 раза и сплевывая после каждого раза через левое плечо, можно полностью от нее излечиться.
  • Если, увидев покойника в гробу, коснуться себя, то в месте касания может развиться опухоль.
  • Если в гроб попадут чужие вещи и будут погребены вместе с телом, то с владельцами этих вещей случится беда.
  • Если вместе с усопшим закопать фотографию живого человека, этот человек может заболеть и умереть.
  • Если беременная женщина будет присутствовать на похоронах, то родит больного ребенка.
  • Если наступить на полотенце, которое священники во время проведения ритуала кладут возле гроба, то можно заболеть.
  • Если выпить воду из стакана для умершего или съесть его еду, последует значительное ухудшение здоровья.
  • Если по улице кто-то умер и до его похорон посадить огородину, урожая не будет.
  • Если похороны отложить на неделю и более, умерший заберет с собой кого-то из родственников.
  • Если по соседству кто-то умер, нужно заменить питьевую воду, которая стояла в посуде или в бутылках, чтобы не болеть.
  • Если разлить в доме воду, которой омывали покойника, живущие в этом доме могут умереть.
  • Если во время выноса гроба с умершим из дома задеть порог или косяк, его душа может вернуться в дом и принести беду.
  • Если на 40 день после смерти не устроить поминки, душа усопшего будет маяться.
  • Если спать, когда по улице несут гроб, можно пойти на тот свет за покойным.
  • Если ноги умершего теплые, зовет кого-то за собой.

Магические обряды с покойниками

Несмотря на то, что время ведьм и колдунов осталось далеко позади, некоторые все еще практикуют черные ритуалы. И похороны для них по-прежнему остаются излюбленным событием. Они непременно воспользуются возможность, чтобы выполнить магический обряд или раздобыть для него необходимые реквизиты.

Во время обряда прощания и погребения эти люди могут делать такие действия:

  • лечь на место, где умер человек;
  • попросить простынь, на которой лежал покойник;
  • украсть завязки с рук и ног умершего;
  • сколоть губы покойного иголками и потом незаметно забрать их;
  • подменить личные вещи усопшего;
  • пересыпать себе зерно из подсвечника;
  • забрать воду или мыло, которыми проводилось омовение умершего;
  • выходить за гробом спиной вперед;
  • стоя возле гроба с усопшим, завязывать на тряпках узлы;
  • брать землю с могилы и складывать ее себе за пазуху;
  • обсыпать кого-то из присутствующих солью;
  • подкладывать в гроб чужие вещи;
  • закапывать в могилу вещи или предметы;
  • забрать рюмку с водкой умершего или воду с подоконника и пр.

Все эти действия направлены на то, что связать живых людей с умершими и обречь их на болезни и смерть. Поэтому нужно внимательно относиться к посторонним на похоронах, не допускать чужих людей к гробу и в корне пресекать подозрительные манипуляции и воровство.

Также необходимо знать, что если во время ухода за могилой были обнаружены закопанные предметы, их необходимо обязательно сжечь. При этом дотрагиваться до них голыми руками запрещено!

Как вести себя на похоронах

Сегодня похоронами заведуют ритуальные агенты. Они точно знают все правила проведения обряда и всегда вовремя подсказывают присутствующим, как себя вести и что нужно делать.

Что касается остального: примет и магических обрядов, то здесь все зависит от вас. Вы принимаете решение: придерживаться советов или нет, избегать подозрительных личностей на похоронах или не обращать ни на кого внимание. Но в любом случае во время похорон необходимо вести себя сдержанно и осторожно, а к умершему испытывать только положительные чувства.

Пусть подобные события обходят вас стороной и не дают повода для страхов и сомнений. Будьте здоровы!

Дополнительно по теме:

✓ Мы точно знаем, что всегда сможем Вам помочь.

Правильное положение рук в гробу

1. Последнее напутствие умирающего.

По обычаю Древлеправославной Церкви умирающие получали у своего ложа последнее напутствие в загробную жизнь от своего духовного отца. В отсутствие духовного отца (а в нынешнее время чаще всего так и бывает) последнее напутствие может преподать умирающему любой христианин — из членов семьи или кто-либо из близких умирающего.

Всякий христианин, находящийся при постели умирающего обязан спросить его наедине — не желает ли тот сообщить нечто важное, выразить свою предсмертную волю. Обязательно следует спросить, не имеет ли умирающий желания на пороге смерти исповедовать какой-либо ранее нераскаянный или забытый грех. Спрашивается также и о том, не осталось ли в душе зла или обиды на кого-либо из близких. Вопрошать надо «по единому слову», то есть кратко, чтобы умирающий мог ответить одним словом или даже движением губ или глаз.

Читать еще:  Правильно носить женщину руках

Если среди членов семьи или близких умирающего имеется человек, умеющий читать по-славянски, то после выше-упомянутых вопросов читается канон на исход души. Канон содержится во многих богослужебных книгах — Часовнике, Псалтыре, Панихиднике и других.

Так как время на совершение молебного канона на исход души обычно весьма ограничено, то и чин его последования короче, чем у обычных молебнов. По замолитствовании читается всё по обычаю до «Приидите поклонимся. », затем Псалом 50 «Помилуй мя, Боже...» и сразу читается канон.

Строго говоря. канонов на исход души два. Первый — творение св. Андрея Критского, шестого гласа, с запевом «Милостиве Господи, помилуй мя грешнаго раба своего», второй — творение святителя Иоанна, епископа евхаитского, также шестого гласа, с запевом «Пресвятая Госпоже Богородице спаси мя грешнаго раба своего». Оба канона читаются как бы от лица умирающего. Необученные знаменному пению ирмосы могут прочитывать. Если времени на прочтение обоих канонов совсем — не остается, то можно читать только первый канон.

Основное содержание тропарей канонов — просьба о помощи Божией и молитвенном заступничестве Пресвятой Богородицы в трудные минуты расставания души с телом, когда, по слову св. Кирила, архиепископа Александрийского, «предстанут пред нами с одной стороны силы небесные, с другой — власти тьмы, злые миродержатели, воздушные мытарена-чальники, истязатели и обличители наших дел. ». По шестой песне канонов читается кондак великого канона св. Андрея, архиепископа критского «Душе моя, душе моя, востани...». По церковному обычаю тропари девятой песни канонов не читаются если ко времени окончания восьмой песни умирающий ещё жив. В этом случае молебен дочитывается после преставления умирающего. Если же во время чтения канона умирающий перестал подавать признаки жизни, то прерывать чтение канона не следует, так как окончательное разрешение души от тела происходит только на 40-й день по смерти.

В конце чинопоследования канонов на исход души находятся две молитвы. Первая — иерейская, о разрешении души умирающего от всяких уз. об освобождении от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых. Иерейскую молитву мирянам читать не следует. Вторая молитва — «во образ отпуста хотящему умрети» — читается духовным отцом усопшего.

2. Омовение тела.

Первые приготовления к погребению усопшего делаются в христианской семье. Прежде всего, тело усопшего омывают, прообразуя тем самым его будущее воскресение и предстояние пред Господом в чистоте и непорочности. Обычай омовения усопших упоминается уже в книге Деяний апостольских, где одна из первых христианок св. Тавифа, ученица св. апостола Петра, «была исполнена добрых дел и творила много милостыни. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Её омыли и положили в горнице» (Деян., 9, 20-21).

В домашних условиях омовение лучше всего производить на полу, используя какую-либо подстилку, причем тело усопшего кладется лицом на восток. то есть ногами к. иконам. Омывать христианина должен также христианин, который перед началом омовения кладёт пред образами семипоклонный начал. Омывается усопший без мыла, теплой водой, которая находится в чистом сосуде.

Вначале омывают голову, затем тело усопшего до пояса, далее остальные части тела, протирая чистой мокрой тряпкой или губкой. Лицо усопшего омывающий омывает своей рукой, поливая в неё воду из сосуда. Производящий омовение тела непрестанно творит молитву «Святыи Боже, Святыи Крепкий — Святыи Безсмертный, помилуй нас» или молитву Исусову — «Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй нас».

После омовения тела, его насухо вытирают полотенцем. Омывающий должен положить начал и попрощаться у преставившегося. Следует помнить, что выделения тела усопшего опасны для здоровья. Комнату, где находилось тело усопшего, тщательно моют, а находящиеся под ним одежды сжигают. Омывающий усопшего должен тщательно умыться и сменить свою одежду.

3. Одевание усопшего.

Для одевания тело усопшего в домашних условиях лучше всего перенести на скамейку или на уложенную на стулья доску, но во всяком случае не на стол, который в дальнейшем предполагается использовать в домашнем быту.

Прежде всего надевается нательный крест, который может быть как новым, так и тем, что был на шее умирающего. В последнем случае заменяется гайтан (верёвочка), а крест омывается чистой водой. Существует древняя традиция, по которой готовящийся к смерти человек заранее приготавливает к своему погребению особый нательный крест — «кипарисовый» (деревянный). Такие кресты носили на теле иноки и инокини, принявшие пострижение в великую схиму, то есть при жизни совершенно отрешившиеся от внешнего мира.

Далее на мужчин надевается нижнее белье традиционного русского покроя (рубашка в виде косоворотки). Нижнее белье должно быть новым, светлым, желательно белым, из натуральной ткани — льняной или хлопчатобумажной. По верху рубашка опоясуется поясом, а затем одевается тёмный моленный халат или озям. На ноги надевают носки и тапочки. Уста покойного должны быть сомкнуты. Руки складываются на груди крестообразно, таким образом, как это принято во время богослужения — правая поверх левой. Пальцы правой руки должны изображать крестное знамение, а в левую руку вкладывают лествицу.

До положения во гроб тело усопшего покрывают светлым покровом во свидетельство того. что его тело находится под покровом Христовым и Пресвятой Богородицы. Поверх покрова к рукам кладут изображение креста или образ Пресвятой Богородицы. Чело умершего украшается венчиком с написанной на нём молитвой: «Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас». Венчик символизирует тот венец, о котором говорил св. апостол Павел: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4. 8).

Одевание женщин происходит в таком же порядке. Нижнее белье представляет собой длинную рубашку с длинными рукавами, рубашка опоясуется поясом. На рубашку надевают длинный (до стоп ног) сарафан. Если усопшая девушка — плетут косу, если женщина — плетут две косы и кладут их на темя. Вначале на голову надевают чепчик или подвязывают косынку, а наверх однотонный платок.

Главный смысл приготовления усопшего к погребению сводится к тому, что он окончил свой земной путь пред людьми и теперь ему предстоит встреча с Господом. Поэтому на усопшего надеваются моленные одежды, а телу придается молитвенная поза. Поэтому по христианским обычаям запрещается одевать покойных в светские одежды (костюмы) и подвязывать галстуки.

4. Положение во гроб

Если представляется возможным, при положении во гроб присутствует духовный отец усопшего, который и совершает особый чин положения во гроб. В нынешнее же время, как правило, положение во гроб осуществляется родными и близкими усопшего, а соответствующий чин совершается в храме перед надгробной панихидой.

Перед положением во гроб тело усопшего покрывается саваном — сшитым полотном из белой ткани с прорезью для головы. Белым цветом саван напоминает крестильные одежды, когда усопший давал обещание проводить свою жизнь в чистоте и святости, а теперь должен давать ответ перед Богом — насколько он выполнил свой долг звания христианского.

Приведем порядок чинопоследования положения во гроб, если духовный наставник имеет возможность совершить чин на дому.

Войдя в помещение, где находится усопший, наставник, положив приходной начал, кадит св. иконы и крест, лежащий на груди усопшего. Затем по принятому обычаю троекратно кадит тело усопшего с молитвой: «Покой Господи, душу усопшаго раба своего (имярек). И елика в житии сем яко человек согреши, Ты же яко Человеколюбец Бог прости его и помилуй, И вечныя муки избави. Небесному Царствию причастника учини. И душам нашим полезное сотвори».

Затем наставник становится пред главой усопшего, лицом к иконам, и замолитствует. Причт поет поскору от Трисвятого до «Отче наш. », а после молит-вы Исусовой поются тропари «Со духи праведными. », а затем «Господи помилуй» 40 раз. В это время приготавливается гроб и постилается саван, наставник кадит гроб с молитвой Исусовой. Далее певцы поют «Честнейшую. », «Слава, И ныне». Наставник говорит отпуст «Иже живыми и мертвыми Обладаяи. ». а певцы — Аминь и «Рабу Божию преставльшемуся (имярек). ему же и положение во гроб творим», «Вечная память» трижды. При пении «Рабу Божию...» полагают тело усопшего во гроб, а при пении «Вечная память» наставник вновь трижды кадит гроб вместе с усопшим. В окончание чинопоследования совершаются 15 поклонов с пением тропаря «Покой Господи, душу усопшаго раба своего (имярек). »

По вышеописанному чину совершается и вынос усопшего, но вместо «положение во гроб творим» по отпусте поется «провожение творим». Далее во время несения тела поется многократно Трисвятое.

В заключение следует отметить, что в настоящем очерке описываются лишь общие правила приготовления усопших к погребению. Во многих местностях существуют и особые обычаи, которых следует придерживаться, за исключением тех случаев, когда это противоречит Священному Писанию и Преданию, учению Церкви. Так, например, категорически запрещается полагать во гроб различные посторонние предметы — съестное, смену белья, деньги и т. д.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector