Определите правильно составленную пищевую цепь

Ответ Глава 5 ЕГЭ Пасечник рабочая тетрадь 9 класс

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных

А1. Организмы, производящие органическое вещество в экосистеме, называются
3) продуцентами

А2. Конкуренция в экосистеме смешанного леса существует мжду
1) елью и березой

А3. Вертикальную пространственную структуру биоценоза дубравы отражает
1) ярусность

А4. Определите верно составленную пищевую цепь
1) капуста — гусеница капустной белянки — синица — ястреб

А5. Из перечисленных животных наибольшее количество пищи по сравнению с собственным весом требуется
2) синице

А6. Взаимовыгодные отношения видов в биоценозе — это
1) мутуализм

А7. Правило конкурентного исключения Гаузе справедливо
2) для двух видов с одинаковыми потребностями в стабильных условиях

А8. Примером сукцессии является
1) зарастание водоема

Установите соответствие между содержимым первого и второго столбца

В1. Установите соответствие между группами организмов, образующих звенья пищевой цепи, и их функций в экосистеме.

Функции в экосистеме
A) разрушают органическое вещество
Б) возвращают в почву азот, фосфор, серу и другие минеральные вещества
B) синтезируют органическое вещество Г) потребляют готовую органику
Д) автотрофы образуют первый уровень экологической пирамиды
Е) травоядные и хищники образуют второй и последующие уровни экологической пирамиды

Группы организмов
1) консументы
2) редуценты
3) продуценты

Ответ: А-2 Б-2 В-3 Г-1 Д-3 Е-3

Установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

В2. Установите последовательность процессов смены биоценозов.
A) старица реки
Б) заливной луг
B) болото
Г) ольшаник
Д) ивняк
Е) ельник
Ответ: А — В — Б — Д — Г — Е

Тема урока «Цепи питания»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях, которые отображают путь круговорота веществ, формировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть.

1. Организационный момент.

2. Проверка и актуализация знаний по теме “Состав и структура сообщества”.

На доске: Наш мир – не случайность, не хаос, — есть система во всем.

Вопрос. О какой системе в живой природе говориться в данном высказывании?

Работа с терминами.

Задание. Вставьте пропущенные слова.

Сообщество организмов разных видов тесно взаимосвязанных между собой называют …………. . В его состав входят: растения, животные, …………. , …………. . Совокупность живых организмов и компонентов неживой природы, объединенных обменом веществ и энергии на однородном участке земной поверхности называют …………….. или …………… .

Задание. Выберите четыре компонента экосистемы: бактерии, животные, консументы, грибы, абиотический компонент, климат, редуценты, растения, продуценты, вода.

Вопрос. Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме?

3. Изучение нового материала. Объяснение с использованием презентации.

4. Закрепление нового материала.

Задание № 1. Слайд № 20.

Определите и подпишите: продуцентов, консументов и редуцентов. Сравните цепи питания и установите сходство между ними. (в начале каждой цепи растительный корм, далее идет растительноядное животное, а в конце – хищное животное). Назовите способ питания растений и животных. (растения – автотрофы, т.е сами производят органическое вещество, животные – гетеротрофы – потребляют готовое органическое вещество).

Вывод: цепь питания – ряд последовательно питающихся друг другом организмов. Цепи питания начинаются с автотрофов – зеленых растений.

Задание № 2. Сравните две цепи питания, определите черты сходства и различия.

  1. Клевер кролик — волк
  2. Растительный опад – дождевой червь – черный дрозд – ястреб — перепелятник (Первая пищевая цепь начинается с продуцентов – живых растений, вторая с растительных остатков – мертвой органики).

В природе существует два основных типа пищевых цепей: пастбищные (цепи выедания), которые начинаются с продуцентов, детритные (цепи разложения), которые начинаются с растительных и животных остатков, экскрементов животных.

Вывод: Следовательно первая цепь питания – пастбищная, т.к. начинается с продуцентов, вторая – детритная, т.к. начинается с мертвой органики.

Все компоненты пищевых цепей распределяются на трофические уровни. Трофический уровень – это звено в цепи питания.

Читать еще:  Как правильно составлять план текста

Задание № 3. Составьте цепь питания, включив в нее перечисленные организмы: гусеница, кукушка, дерево с листьями, канюк, почвенные бактерии. Укажите продуцентов, консументов, редуцентов. (дерево с листьями — гусеница- кукушка-канюк – почвенные бактерии). Определите сколько трофических уровней содержит данная цепь питания (данная цепь состоит из пяти звеньев, следовательно пять – трофических уровней). Определите какие организмы расположены на каждом трофическом уровне. Сделайте вывод.

Вывод:

  • Первый трофический уровень – зеленые растения (продуценты),
  • Второй трофический уровень – растительноядные животные (консументы 1 порядка)
  • Третий трофический уровень – мелкие хищники (консументы 2 порядка)
  • Четвертый трофический уровень – крупные хищники (консументы 3 порядка)
  • Пятый трофический уровень – организмы, потребляющие мертвое органическое вещество – почвенные бактерии, грибы (редуценты)

В природе каждый организм использует не один источник питания, а несколько, то в биогеоценозах пищевые цепи переплетаются и образуют пищевую сеть. Для любого сообщества можно составить схему всех пищевых взаимосвязей организмов и эта схема будет иметь вид сети (пример пищевой сети рассмотрим на рис. 62 в учебнике биологии автора А.А.Каменского и др.)

5. Отработка полученных знаний.

Практическая работа в группах.

Задание №1. Решение экологических ситуаций

1. В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь цели? Ответ объясните.

2. На определённой территории живут зайцы. Из них маленькие зайчата- 100 шт массой – 2 кг, и их родители 20 шт – массой 5 кг. Масса 1 лисы – 10 кг. Найдите количество лисиц в этом лесу. Сколько растений должно вырасти в лесу, чтобы зайцы выросли.

3. В водоеме с богатой растительностью обитает 2000 водяных крыс, каждая крыса потребляет в сутки 80г растений. Сколько бобров сможет прокормить этот водоем, если бобр в сутки потребляет в среднем 200 г растительного корма.

4. Приведенные в беспорядке факты изложите в логически правильной последовательности (в виде цифр).

1. Нильский окунь стал поедать много растительноядных рыб.

2. Сильно размножившись, растения стали загнивать, отравляя воду.

3. Для копчения нильского окуня требовалось много дров.

4. В 1960 г. британские колонисты запустили в воды озера Виктория нильского окуня, который быстро размножался и рос, достигая веса 40 кг и длины 1,5 м.

5. Леса на берегах озера интенсивно вырубались – поэтому началась водная эрозия почв.

6. В озере появились мертвые зоны с отравленной водой.

7. Численность растительноядных рыб сократилась, и озеро стало зарастать водными растениями.

8. Эрозия почв привела к снижению плодородия полей.

9. Скудные почвы не давали урожая, и крестьяне разорялись.

6. Самопроверка полученных знаний в виде теста.

1. Производители органических веществ в экосистеме

2. К какой группе относятся микроорганизмы, обитающие в почве

Б) консументы I порядка

В) консументы II порядка

3. Назовите животное, которое следует включить в пищевую цепь: трава —> . —> волк

4. Определите верно составленную пищевую цепь

А) еж —> растение —> кузнечик —> лягушка

Б) кузнечик —> растение —> еж —> лягушка

В) растение —> кузнечик —> лягушка —> еж

Г) еж —> лягушка —> кузнечик —> растение

5. В экосистеме хвойного леса к консументам 2-го порядка относят

А) ель обыкновенную

В) таежных клещей

Г) почвенных бактерий

6. Растения производят органические вещества из неорганических, поэтому играют в пищевых цепях роль

А) конечного звена

Б) начального звена

7. Бактерии и грибы в круговороте веществ выполняют роль:

А) производителей органических веществ

Б) потребителей органических веществ

В) разрушителей органических веществ

Г) разрушителей неорганических веществ

8. Определите правильно составленную пищевую цепь

А) ястреб —> синица —> личинки насекомых —> сосна

Б) сосна —> синица —> личинки насекомых —> ястреб

В) сосна —> личинки насекомых —> синица —> ястреб

Г) личинки насекомых —> сосна —> синица —> ястреб

9. Определите, какое животное надо включить в пищевую цепь: злаки —> ? —> уж —> коршун

10. Определите правильно составленную пищевую цепь

А) чайка —> окунь —> мальки рыб —> водоросли

Б) водоросли —> чайка —> окунь —> мальки рыб

В) мальки рыб —> водоросли —> окунь —> чайка

Г) водоросли —> мальки рыб —> окунь —> чайка

11. Продолжите цепь питания: пшеница —> мышь —> .

Читать еще:  Как правильно составлять рабочую программу фгос

7. Общие выводы урока.

Ответьте на вопросы:

  1. Как взаимосвязаны организмы в биогеоценозе (пищевыми связями)
  2. Что такое пищевая цепь (ряд последовательно питающихся друг другом организмов)
  3. Какие типы пищевых цепей выделяют (пастбищные и детритные цепи)
  4. Как называется звено в цепи питания (трофический уровень)
  5. Что такое пищевая сеть (переплетающиеся цепи питания)

Проверочная работа по биологии на тему «Пищевые цепи» (9 класс)

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Проверочная работа по теме « Пищевые цепи»

1. Производители органических веществ в экосистеме
А) продуценты Б) консументы В) редуценты Г) хищники

2. Продуценты в экосистеме луга
А) потребляют готовые органические вещества
Б) создают органические вещества
В) обеспечивают процесс гниения
Г) разлагают органические вещества

3. К какой группе относятся микроорганизмы, обитающие в почве
А) продуценты Б) консументы I порядка
В) консументы II порядка Г) редуценты

4. Потеря энергии в цепи питания от растений к растительноядным животным, а от них к последующим звеньям называется
А) правилом экологической пирамиды
Б) круговоротом веществ
В) колебанием численности популяций
Г) саморегуляцией численности популяций

5. Назовите животное, которое следует включить в пищевую цепь: трава → . → волк
А) тигр Б) ястреб В) заяц Г) белка

6. Соотношение количества органического вещества живых организмов, занимающих разное положение в пищевой цепи, называют пирамидой
А) биоразнообразия Б) численности В) энергии Г) биомассы

7. Определите верно составленную пищевую цепь
А) еж → растение → кузнечик → лягушка
Б) кузнечик → растение → еж → лягушка
В) растение → кузнечик → лягушка → еж
Г) еж → лягушка → кузнечик → растение

8. В круговороте веществ в биосфере плесневые грибы
А) разрушают органические вещества до неорганических
Б) синтезируют белки из неорганических веществ
В) усваивают молекулярный азот
Г) выделяют молекулярный кислород

9. Грибы, включаясь в круговорот веществ в биосфере,
А) разлагают органические вещества
Б) уменьшают запасы неорганического углерода
В) участвуют в первичном синтезе органических веществ
Г) участвуют в накоплении кислорода в атмосфере

10. Бактерии, включаясь в круговорот веществ в биосфере,
А) участвуют в формировании озонового экрана
Б) разлагают органические вещества до неорганических
В) участвуют в образовании известняков
Г) участвуют в нейтрализации радиоактивных веществ почве

11. В экосистеме хвойного леса к консументам 2-го порядка относят
А) ель обыкновенную Б) лесных мышей
В) таежных клещей Г) почвенных бактерий

12. Растения производят органические вещества из неорганических, поэтому играют в пищевых цепях роль
А) конечного звена Б) начального звена
В) организмов-потребителей Г) организмов-разрушителей

13. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии
А) Лисица → дождевой червь → землеройка → листовой опад
Б) Листовой опад → дождевой червь → землеройка → лисица
В) Землеройка → дождевой червь → листовой опад → лисица
Г) Землеройка → лисица → дождевой червь → листовой опад

14. Минерализация органических соединений почвы осуществляется благодаря деятельности
А) микроорганизмов Б) шляпочных грибов
В) корней растений Г) наземных животных

15. Бактерии и грибы в круговороте веществ выполняют роль
А) производителей органических веществ Б) потребителей органических веществ
В) разрушителей органических веществ Г) разрушителей неорганических веществ

16. Определите правильно составленную пищевую цепь
А) ястреб → синица → личинки насекомых → сосна
Б) сосна → синица → личинки насекомых → ястреб
В) сосна → личинки насекомых → синица → ястреб
Г) личинки насекомых → сосна → синица → ястреб

17. Определите, какое животное надо включить в пищевую цепь: злаки → ? → уж → коршун
А) лягушка Б) ёж В) мышь Г) жаворонок

18. В процессе круговорота веществ в биосфере редуценты
А) участвуют в образовании органических веществ из неорганических
Б) используют солнечный свет для синтеза питательных веществ
В) разлагают органические остатки и используют заключенную в них энергию
Г) поглощают углекислый газ и кислород

19. Консументы в процессе круговорота веществ в биосфере
А) создают органические вещества из минеральных
Б) разлагают органические вещества до минеральных
В) разлагают минеральные вещества
Г) потребляют готовые органические вещества

20. Определите правильно составленную пищевую цепь
А) чайка → окунь → мальки рыб → водоросли
Б) водоросли → чайка → окунь → мальки рыб
В) мальки рыб → водоросли → окунь → чайка
Г) водоросли → мальки рыб → окунь → чайка

Читать еще:  Выберите правильно составленную пастбищную пищевую цепь

21. На основе анализа текста постройте пищевую цепь, состоящую из организмов, упоминаемых в тексте.

Отрывок из сказки « Лягушка – царевна »

«Указала Баба-Яга, где растет этот дуб. Иван-царевич дошел до него и не знает, что ему делать, как сундук достать. Он и так и эдак пробовал его раскачать, нет, не поддается дуб.
Вдруг откуда ни возьмись, прибежал медведь и выворотил дерево с корнем, сундук упал и разбился вдребезги. Из сундука выскочил заяц и во всю прыть бежать пустился.
Глядь – а за ним уж волк гонится, нагнал, ухватил и в клочки разорвал.
Тут вылетела из зайца утка и поднялась высоко-высоко. А за ней сокол кинулся, как ударит ее, так из утки яйцо выпало прямо в синее море. Иван-царевич при такой беде сел на берегу и залился горькими слезами …»

Ответ Глава 5 ЕГЭ Пасечник рабочая тетрадь 9 класс

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных

А1. Организмы, производящие органическое вещество в экосистеме, называются
3) продуцентами

А2. Конкуренция в экосистеме смешанного леса существует мжду
1) елью и березой

А3. Вертикальную пространственную структуру биоценоза дубравы отражает
1) ярусность

А4. Определите верно составленную пищевую цепь
1) капуста — гусеница капустной белянки — синица — ястреб

А5. Из перечисленных животных наибольшее количество пищи по сравнению с собственным весом требуется
2) синице

А6. Взаимовыгодные отношения видов в биоценозе — это
1) мутуализм

А7. Правило конкурентного исключения Гаузе справедливо
2) для двух видов с одинаковыми потребностями в стабильных условиях

А8. Примером сукцессии является
1) зарастание водоема

Установите соответствие между содержимым первого и второго столбца

В1. Установите соответствие между группами организмов, образующих звенья пищевой цепи, и их функций в экосистеме.

Функции в экосистеме
A) разрушают органическое вещество
Б) возвращают в почву азот, фосфор, серу и другие минеральные вещества
B) синтезируют органическое вещество Г) потребляют готовую органику
Д) автотрофы образуют первый уровень экологической пирамиды
Е) травоядные и хищники образуют второй и последующие уровни экологической пирамиды

Группы организмов
1) консументы
2) редуценты
3) продуценты

Ответ: А-2 Б-2 В-3 Г-1 Д-3 Е-3

Установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

В2. Установите последовательность процессов смены биоценозов.
A) старица реки
Б) заливной луг
B) болото
Г) ольшаник
Д) ивняк
Е) ельник
Ответ: А — В — Б — Д — Г — Е

Тестирование по теме «Пищевые цепи»

  • 2) Можно считать, что львы и тигры находятся на одном и том же трофическом уровне, потому что и те, и другие:
    • а) поедают растительноядных животных;
    • б) живут в сходных местообитаниях;
    • в) имеют примерно одинаковые размеры;
    • г) имеют разнообразную кормовую базу.
  • 3) Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, относят:
    • а) к автотрофам;
    • б) гетеротрофам;
    • в) продуцентам;
    • г) хемотрофам.
  • 4) Азотфиксирующие бактерии относятся:
    • а) к продуцентам;
    • б) консументам I порядка;
    • в) консументам II порядка;
    • г) редуцентам.
  • 5) Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые связи, начинаются с растений, так как:
    • а) они обеспечивают все живые организмы пищей и энергией;
    • б) на Земле существует огромное разнообразие растений;
    • в) растения расселились во все среды обитания;
    • г) численность растений каждого вида очень высокая.
  • 6) Большое разнообразие цепей питания, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме обеспечивают ее:
    • а) динамичность;
    • б) целостность;
    • в) смену;
    • г) сходство с агроценозом.
  • 7) Процессы фотосинтеза, в результате которого неорганические вещества превращаются в органические и дыхание, при котором органические вещества расщепляются до неорганических, составляют основу:
    • а) обмена веществ;
    • б) круговорота веществ;
    • в) пищевых связей;
    • г) территориальных связей.
  • 8) Неоднократному использованию живыми организмами химических веществ в экосистеме способствует:
    • а) саморегуляция;
    • б) обмен веществ и энергии;
    • в) колебание численности популяций;
    • г) круговорот веществ.
  • 9) Определите правильно составленную пищевую цепь:
    • а) ястреб > дрозд > гусеница > крапива;
    • б) крапива > дрозд > гусеница > ястреб;
    • в) гусеница > крапива > дрозд > ястреб;
    • г) крапива > гусеница > дрозд > ястреб.
  • 10) Главный источник энергии, обеспечивающий круговорот веществ:
    • а) реакции, протекающие в земных недрах;
    • б) органические вещества тел животных;
    • в) солнечное излучение;
    • г) хемосинтезирующие организмы.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector