Определите правильно составленную цепь

Законы биологической продуктивности

1. Определите правильно составленную пастбищную цепь питания:

а) леопард – газель – трава;

б) клевер – заяц – орел – лягушка;

в) перегной – дождевой червь – землеройка – горностай;

г) трава – зеленый кузнечик – лягушка – уж.

2. Составьте пять цепей питания. Все они должны начаться с растений (их частей) или мертвых органических остатков (детрита). Промежуточным звеном в первом случае должен быть дождевой червь; во втором – личинка комара в пресном водоеме; в третьем – комнатная муха; в четвертом – личинка майского жука; в пятом – инфузория туфелька. Все цепи питания должны заканчиваться человеком. Предложите наиболее длинные варианты цепей. Почему количество звеньев не превышает 6–7?

Варианты ответов:

1) одуванчик – детрит – дождевой червь – курица – человек;

2) детрит – личинка комара – мелкая плотва – окунь – щука – человек;

3) детрит – личинка комнатной мухи (взрослая муха) – стрекоза – голавль – человек;

4) сосна (корни) – личинка майского жука – кабан – человек;

5) детрит – инфузория туфелька – малек карася – водная личинка стрекозы – нырковая утка – человек.

На каждый последующий трофический уровень переходит приблизительно только 10% энергии предыдущего уровня. Поэтому суммарное количество энергии в пищевых цепях стремительно падает.)

3. Назовите животных, которые в цепях питания могут занимать место консументов (потребителей) как первого, так и второго или даже третьего порядка.

(Ответ: человек, бурый медведь, серая крыса, шимпанзе, серая ворона, кабан и др.)

4. Назовите растения, которые могут занимать место и продуцента, и консумента второго порядка.

(Ответ: росянка, жирянка, венерина мухоловка, пузырчатка обыкновенная и другие насекомоядные растения.)

5. Укажите пастбищные (1) и детритные (2) пищевые цепи:

а) диатомовые водоросли – личинка поденки – личинка ручейника;

б) бурая водоросль – береговая улитка – кулик-сорока;

в) мертвое животное – личинка падальной мухи – травяная лягушка – уж обыкновенный;

г) нектар – муха – паук – землеройка – сова;

д) коровий помет – личинка мухи – скворец – ястреб-перепелятник;

е) листовая подстилка – дождевой червь – землеройка – горностай.

(Ответ: 1– а, б, г; 2 – в, д, е.)

6. Из общего количества энергии, передающегося в пищевой сети с одного трофического уровня на другой, примерно 10% :

а) изначально поступает от солнца;

б) расходуется в процессе дыхания;

в) идет на построение новых тканей;

г) превращается в бесполезное тепло;

д) выделяется в экскрементах.

7. В прудовых хозяйствах выгоднее выращивать толстолобиков, а не щук, потому что:

а) толстолобики быстрее растут;

б) щуки чаще гибнут от болезней и неблагоприятных условий;

в) толстолобики питаются энергетически дешевой растительной пищей, а щуки – дорогой, животной.

8. Многократно или однократно используется вещество в биогенном круговороте? Многократно или однократно используется энергия в биогенном круговороте?

(Ответ: вещество многократно; энергия однократно.)

9. На последующий трофический уровень переходит примерно 10% энергии, заключенной в организме. Объясните, куда расходуются остальные 90%.

(Ответ: 90% энергии тратятся на поддержание жизнедеятельности организмов, слагающих предыдущий уровень.)

10. На суше наименее продуктивные экосистемы расположены в:

а) тропических лесах;

б) умеренных лесах;

в) степях и саваннах;

г) арктических пустынях;

д) субтропических лесах;

е) жарких пустынях;

ж) горах выше 3000 м.

11. Самый высокий прирост первичной продукции в водных экосистемах имеют (выберите правильные ответы):

а) озера умеренных широт;

б) воды океана умеренных широт;

в) воды океана субтропиков;

г) воды океана тропиков;

д) устья рек в жарких районах Земли;

е) океанское мелководье коралловых рифов.

12*. Назовите организмы, которые должны или могли бы быть на месте пропусков в описании пищевых цепей:

а) нектар цветов – муха – ? – синица – ?;

б) древесина – ? – дятел;

в) листья – ? – кукушка;

г) семена – ? – гадюка – аист;

д) трава – кузнечик – ? – уж – ?.

(Варианты ответов: а) паук и ястреб, б) личинка усача, в) гусеница бабочки, г) мышь, лягушка, д) орел-змееяд.)

13. Известно, что многие химические вещества, созданные человеком (например, сельскохозяйственные яды), плохо выводятся из живого организма естественным путем. Объясните, почему от этих соединений больше всего будут страдать животные верхних трофических уровней (хищники, сам человек), а не нижних.

(Ответ: из-за накопления и увеличения концентрации слабо выводимых веществ при переходе от одного трофического уровня на другой.)

14. Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.

(Ответ: 500 кг травы.)

15. Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько понадобится фитопланктона, чтобы выросла одна щука весом 10 кг (пищевая цепь: фитопланктон – зоопланктон – мелкие рыбы – окунь – щука). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.

(Ответ: 100 000 кг, или 100 т, фитопланктона.)

16. Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько понадобится фитопланктона, чтобы вырос один медведь, весом в 300 кг (пищевая цепь: фитопланктон – зоопланктон – мелкие рыбы – лосось – медведь). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.

(Ответ: 3 000 000 кг, или 3000 т, фитопланкитона.)

17. Продуктивность кораллового рифа выше продуктивности большинства районов открытого океана вблизи экватора, потому что эта экосистема получает больше (выберите правильный ответ):

а) солнечного света;

б) элементов питания;

31. Если в лесу на площади в 1 га, взвесить отдельно всех насекомых, все растения и всех хищных позвоночных (земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих вместе взятых), то представители какой группы суммарно будут весить больше всего? Меньше всего? Почему?

(Ответ: наибольшая биомасса будет у растений, наименьшая – у представителей последнего звена, – хищников.)

32. Вес самки одного из видов летучих мышей, питающихся насекомыми, не превышает 5 грамм. Вес каждого из двух ее новорожденных детенышей – 1 грамм. За месяц выкармливания детенышей молоком вес каждого из них достигает 4.5 грамма. На основании правила экологической пирамиды определите, какую массу насекомых должна потребить самка за это время, чтобы выкормить свое потомство. Чему равна масса растений, сохраняющаяся за счет истребления самкой растительноядных насекомых?

(Ответ: составляем пищевую цепь: растения – растительноядные насекомые – летучая мышь. Вычисляем массу, набранную детенышами летучей мыши после рождения: 4.5 г – 1 г = 3.5 г; 3.5 х 2 = 7 (г) Подставляем значение 7 г в схему пищевой цепи и получаем ответы: растительноядные насекомые – 70 г, растения – 700 г.)

Чем можно объяснить большое различие суточной потребности в энергии (на единицу массы тела) у человека и у мелких птиц или мелких млекопитающих?

(Ответ: у мелких птиц и млекопитающих отношение поверхности тела к его объему больше, чем у человека, поэтому они быстрее теряют тепло. Соответственно, для поддержания постоянной температуры тела они должны потреблять больше энергии.)

17. Продуктивность кораллового рифа выше продуктивности большинства районов открытого океана вблизи экватора, потому что эта экосистема получает больше:

Читать еще:  Правильно заполнять теги сайте

а) солнечного света;

б) элементов питания;

18. Если в лесу на площади в 1 га взвесить отдельно всех насекомых, все растения и всех хищных позвоночных (земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих вместе взятых), то представители какой группы суммарно будут весить больше всего; меньше всего? Ответ объясните.

(Ответ: наибольшая биомасса будет у растений, наименьшая – у представителей последнего звена – хищников.)

19. Вес самки одного из видов летучих мышей, питающихся насекомыми, не превышает 5 г. Вес каждого из двух ее новорожденных детенышей – 1 г. За месяц выкармливания детенышей молоком вес каждого из них достигает 4,5 г. На основании правила экологической пирамиды определите, какую массу насекомых должна потребить самка за это время, чтобы выкормить свое потомство. Чему равна масса растений, сохраняющаяся за счет истребления самкой растительноядных насекомых?

(Ответ: составляем пищевую цепь: растения – растительноядные насекомые – летучая мышь. Вычисляем массу, набранную детенышами летучей мыши после рождения: 4,5 г – 1 г = 3,5 г; 3,5 х 2 = 7 (г). Подставляем значение 7 г в схему пищевой цепи и получаем ответы: растительноядные насекомые – 70 г, растения – 700 г.)

20. Чем можно объяснить большое различие суточной потребности в энергии (на единицу массы тела) у человека и у мелких птиц или мелких млекопитающих?

(Ответ: у мелких птиц и млекопитающих отношение поверхности тела к его объему больше, чем у человека, поэтому они быстрее теряют тепло. Соответственно, для поддержания постоянной температуры тела они должны потреблять больше энергии.)

93.79.221.197 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Задания №23 с объяснениями

1. К потребителям органических веществ в экосистеме относятся

1. Фотосинтезирующие бактерии

3. Хемосинтезирующие бактерии

Объяснение: потребители органических веществ — второе звено в пищевой цепи, первым звеном являются продуценты — зеленые растения, далее следуют консументы. Правильный ответ — 4

2. Растительноядные позвоночные животные в цепи питания являются

Объяснение: растительноядные позвоночные животные являются вторым звеном в цепи питания, то есть консументами (1-го порядка). Правильный ответ — 3

3. Продолжите цепь питания: пшеница → полевая мышь →

Объяснение: третьим звеном в данной цепи должен быть плотоядный организм- консумент 2-го порядка, например, лисица. Правильный ответ — 4

4. Хемосинтезирующие бактерии в экосистеме

1. Разлагают минеральные вещества

2. Разлагают органические вещества до минеральных

3. Создают органические вещества из неорганических

4. Потребляют готовые органические вещества

Объяснение: у таких бактерий процесс, при помощи которого они получают энергию — хемосинтез, при этом собираются органические вещества из неорганических. Правильный ответ — 3

5. Определите правильно составленную пищевую цепь пресноводного водоема

1. Водоросли → дафнии → мальки рыб → окунь

2. Водоросли → мальки рыб → дафнии → окунь

3. Окунь → мальки рыб → дафнии → водоросли

4. Окунь → дафнии → мальки рыб → водоросли

Объяснение: так выглядит любая пищевая цепь: продуцент → консумент (или несколько) → редуцент. Среди перечисленных водоросли — продуценты, а окунь, мальки рыб и дафнии — консументы. Надо только определить их правильную последовательность. Как мы знаем, дафнии питаются водорослями, мальки рыб — дафниями, а окунь — мальками рыб. Правильный ответ — 1

6. Растительноядные позвоночные животные в биоценозе играют роль

1. Потребителей органических веществ

2. Потребителей неорганических веществ

3. Конечного звена цепи питания

4. Конечных разрушителей органических веществ

Объяснение: растительноядные позвоночные животные являются консументами 1-го порядка, а, значит, потребителями органических веществ. Правильный ответ — 1

7. Почему водоросли в экосистеме пруда относят к организмам-производителям?

1. Потребляют готовые органические вещества

2. Разлагают органические вещества

3. Создают органические вещества из неорганических

4. Участвуют в круговороте веществ

Объяснение: водоросли являются продуцентами, так как образуют органические вещества из неорганических. Правильный ответ — 3

8. Роль организмов-консументов состоит в

1. Установлении симбиоза с растениями

2. Использовании ими солнечной энергии

3. Использовании неорганических веществ

4. Преобразовании органических веществ

Объяснение: организмы-консументы потребляют органические вещества и преобразуют их. Правильный ответ — 4

9. Группу организмов, которые в биогеоценозе начинают преобразование солнечной энергии, называют

1. Консументами 1-го порядка

4. Консументами 2-го порядка

Объяснение: преобразование энергии в любой цепи питания начинается с зеленых растений — продуцентов. Правильный ответ — 3

10. Начальное звено в цепи питания обычно составляют

Объяснение: любая пищевая цепь начинается с преобразования солнечной энергии зелеными растениями. Правильный ответ — 4

Автор решения: Лунькова Е.Ю.

Задания для самостоятельного решения

1. Сокращение численности хищных животных в лесных биоценозах приведет к

1. Распространению заболеваний среди травоядных животных

2. Увеличению видового разнообразия растений

3. Уменьшению видового разнообразия растений

4. Расширению кормовой базы насекомоядных птиц

2. Численность популяции колорадского жука, завезенного из Америки в Европу, сильно возросла из-за

1. Систематического окучивания картофеля

2. Отсутствия врагов и конкурентов

3. Использования в пищу разнообразных кормов

4. Более благоприятного климата

3. Растения-паразиты заразиху, петров крест относят к

3. Консументам 1-го порядка

4. Консументам 2-го порядка

4. У большинства видов растений и животных отсутствуют приспособления к антропогенным факторам вследствие того, что их воздействие

1. Проявляется постоянно

2. Имеет случайный характер

3. Зависит от климатических условий

4. Имеет ритмичный характер

5. Какую из экосистем называют агроэкосистемой?

1. Березовую рощу

6. Агроценоз, в отличие от биоценоза, характеризуется

1. Большим видовым многообразием

2. Замкнутым круговоротом веществ

3. Преобладанием монокультур

4. Разветвленными цепями питания

7. Искусственная экосистема характеризуется

1. Высокой численностью продуцентов одного вида

2. Удлиненными пастбищными цепями

3. Удлиненными детритными цепями

4. Многократным использованием энергии продуцентов и консументов

8. Водоросли — важнейший компонент водной экосистемы, так как они

1. Поглощают частицы ила

2. Выполняют роль редуцентов

3. Поглощают минеральные вещества всей поверхностью тела

4. Обогащают воду кислородом и создают органические вещества

9. Поле следует считать агроценозом, так как в нем, в отличие от природного биогеоценоза,

1. Преобладают монокультуры

2. Имеются цепи питания

3. Происходит круговорот веществ

4. Обитают различные виды

10. Грибы в экосистеме леса относят к редуцентам, так как они

1. Разлагают органические вещества до минеральных

2. Синтезируют органические вещества из минеральных

3. Потребляют готовые органические вещества

4. Осуществляют круговорот веществ

11. Роль растений в биоценозе —

1. Потребление и преобразование органических веществ

2. Создание органических веществ из неорганических

3. Разложение органических веществ до неорганических

4. Поглощение азота из атмосферы

12. К биотическим компонентам экосистемы относят

1. Газовый состав атмосферы

2. Атмосферное давление

3. Особенности климата и погоды

4. Звенья пищевых цепей

13. Консументы в биогеоценозе

1. Потребляют готовые органические вещества

2. Осуществляют первичный синтез углеводов

3. Разлагают остатки органических веществ

4. Преобразуют солнечную энергию

14. В экосистеме озера к консументам относят

1. Рыб и земноводных

3. Водоросли и цветковые растения

4. Микроскопические грибы

15. В биогеоценозе заливного луга к редуцентам относят

2. Бактерии и грибы

3. Мышевидных грызунов

4. Растительноядных насекомых

16. В экосистеме елового леса, как и в экосистеме озера, биомасса растительноядных животных превышает биомассу хищников, так как

1. Они крупнее хищников

2. В их организмах заключено меньше энергии, чем в организмах хищников

3. Их численность ниже, чем численность хищников

4. Потери энергии при переходе от одного трофического уровня к другому составляют 90%

Читать еще:  Цепочка для очков как правильно надеть

17. Непрерывное перемещение углерода, азота и других элементов в биогеоценозах осуществляется в значительной степени благодаря

1. Действию абиотических факторов

2. Жизнедеятельности организмов

3. Действию климатических факторов

4. Вулканической деятельности

18. Первичный источник энергии для круговорота веществ в большинстве биогеоценозов —

1. Солнечный свет

2. Деятельность продуцентов в экосистеме

3. Деятельность микроорганизмов

4. Окисление неорганических веществ

19. Биогеоценоз лиственного леса, в отличие от хвойного, характеризуется

1. Ярусным размещением организмов

2. Наличием организмов-продуцентов

3. Преобладанием биомассы консументов

4. Многообразием обитающих в нем видов

20. Организм какой функциональной группы завершает пищевую цепь?

1. Консумент второго порядка

3. Консумент первого порядка

21. Численность популяций разных видов в экосистеме поддерживается на относительно постоянном уровне благодаря

2. Круговороту веществ

3. Обмену веществ

4. Равному соотношению полов

22. Неоднократное использование живыми организмами химических веществ в экосистеме обеспечивает

2. Превращение энергии в цепях питания

3. Колебание численности популяций

4. Круговорот веществ

23. Взаимодействие божьих коровок и тлей — пример

24. Отношения между обыкновенной белкой и таежным клещом называют

25. Минерализация органических соединений почвы осуществляется благодаря деятельности

2. Шляпочных грибов

3. Корней растений

4. Наземных животных

Задания взяты из сборников заданий ЕГЭ за 2016 и 2014 годы авторов: Г.С. Калиновой.

Практическая работа Решение задач по теме «Цепи и сети питания»

Предлагается практическая работа, составленная в двух вариантах и с уровнями выполнения заданий.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа Решение задач по теме «Цепи и сети питания»»

Практическая работа №9

Решение задач по теме «Цепи и сети питания»

Цель: познакомиться со сложными пищевыми взаимодействиями между организмами; сформировать представление о пищевых цепях в природных биогеоценозах.

1. Расположите последовательно звенья пищевой цепи водоема: а) ряска, рдест; б) окунь, серая цапля; в) плотва, карась.

2. Определите правильно составленную схему пастбищной цепи питания

а) ястреб → дрозд → гусеницы → листья;

б) листья → гусеницы→ дрозд → ястреб;

в) ястреб → дрозд → листья → гусеницы ;

г) тля→ листья → божья коровка→ паук →скворец;

д) листья → тля → божья коровка → паук →скворец → ястреб.

3. Определите функциональную роль следующих организмов: олень, жук-навозник, хлорелла, дизентерийная амеба, ель, дятел, волк, подосиновик, гнилостные бактерии, белый медведь, белка, тля.

Консументы I порядка_______________________________

Консументы II порядка______________________________

Консументы III порядка_____________________________

4. Составьте три схемы цепи питания. Все они должны начинаться растениями или мертвыми органическими остатками. Промежуточным звеном в первом случае должен быть дождевой червь, во втором- муха, в третьем- дикий кабан. Все схемы должны заканчиваться человеком.

5. Согласно изображенной цепи питания

Отмершие остатки водных организмов → микроорганизмы →донные одноклеточные → дафнии → зеленые водоросли → плотва→ щука

предположите, как отразится на жизни водоема выпадение каждого из звеньев цепи.

Проверочная работа по биологии на тему «Пищевые цепи» (9 класс)

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Проверочная работа по теме « Пищевые цепи»

1. Производители органических веществ в экосистеме
А) продуценты Б) консументы В) редуценты Г) хищники

2. Продуценты в экосистеме луга
А) потребляют готовые органические вещества
Б) создают органические вещества
В) обеспечивают процесс гниения
Г) разлагают органические вещества

3. К какой группе относятся микроорганизмы, обитающие в почве
А) продуценты Б) консументы I порядка
В) консументы II порядка Г) редуценты

4. Потеря энергии в цепи питания от растений к растительноядным животным, а от них к последующим звеньям называется
А) правилом экологической пирамиды
Б) круговоротом веществ
В) колебанием численности популяций
Г) саморегуляцией численности популяций

5. Назовите животное, которое следует включить в пищевую цепь: трава → . → волк
А) тигр Б) ястреб В) заяц Г) белка

6. Соотношение количества органического вещества живых организмов, занимающих разное положение в пищевой цепи, называют пирамидой
А) биоразнообразия Б) численности В) энергии Г) биомассы

7. Определите верно составленную пищевую цепь
А) еж → растение → кузнечик → лягушка
Б) кузнечик → растение → еж → лягушка
В) растение → кузнечик → лягушка → еж
Г) еж → лягушка → кузнечик → растение

8. В круговороте веществ в биосфере плесневые грибы
А) разрушают органические вещества до неорганических
Б) синтезируют белки из неорганических веществ
В) усваивают молекулярный азот
Г) выделяют молекулярный кислород

9. Грибы, включаясь в круговорот веществ в биосфере,
А) разлагают органические вещества
Б) уменьшают запасы неорганического углерода
В) участвуют в первичном синтезе органических веществ
Г) участвуют в накоплении кислорода в атмосфере

10. Бактерии, включаясь в круговорот веществ в биосфере,
А) участвуют в формировании озонового экрана
Б) разлагают органические вещества до неорганических
В) участвуют в образовании известняков
Г) участвуют в нейтрализации радиоактивных веществ почве

11. В экосистеме хвойного леса к консументам 2-го порядка относят
А) ель обыкновенную Б) лесных мышей
В) таежных клещей Г) почвенных бактерий

12. Растения производят органические вещества из неорганических, поэтому играют в пищевых цепях роль
А) конечного звена Б) начального звена
В) организмов-потребителей Г) организмов-разрушителей

13. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии
А) Лисица → дождевой червь → землеройка → листовой опад
Б) Листовой опад → дождевой червь → землеройка → лисица
В) Землеройка → дождевой червь → листовой опад → лисица
Г) Землеройка → лисица → дождевой червь → листовой опад

14. Минерализация органических соединений почвы осуществляется благодаря деятельности
А) микроорганизмов Б) шляпочных грибов
В) корней растений Г) наземных животных

15. Бактерии и грибы в круговороте веществ выполняют роль
А) производителей органических веществ Б) потребителей органических веществ
В) разрушителей органических веществ Г) разрушителей неорганических веществ

16. Определите правильно составленную пищевую цепь
А) ястреб → синица → личинки насекомых → сосна
Б) сосна → синица → личинки насекомых → ястреб
В) сосна → личинки насекомых → синица → ястреб
Г) личинки насекомых → сосна → синица → ястреб

17. Определите, какое животное надо включить в пищевую цепь: злаки → ? → уж → коршун
А) лягушка Б) ёж В) мышь Г) жаворонок

18. В процессе круговорота веществ в биосфере редуценты
А) участвуют в образовании органических веществ из неорганических
Б) используют солнечный свет для синтеза питательных веществ
В) разлагают органические остатки и используют заключенную в них энергию
Г) поглощают углекислый газ и кислород

19. Консументы в процессе круговорота веществ в биосфере
А) создают органические вещества из минеральных
Б) разлагают органические вещества до минеральных
В) разлагают минеральные вещества
Г) потребляют готовые органические вещества

20. Определите правильно составленную пищевую цепь
А) чайка → окунь → мальки рыб → водоросли
Б) водоросли → чайка → окунь → мальки рыб
В) мальки рыб → водоросли → окунь → чайка
Г) водоросли → мальки рыб → окунь → чайка

21. На основе анализа текста постройте пищевую цепь, состоящую из организмов, упоминаемых в тексте.

Отрывок из сказки « Лягушка – царевна »

«Указала Баба-Яга, где растет этот дуб. Иван-царевич дошел до него и не знает, что ему делать, как сундук достать. Он и так и эдак пробовал его раскачать, нет, не поддается дуб.
Вдруг откуда ни возьмись, прибежал медведь и выворотил дерево с корнем, сундук упал и разбился вдребезги. Из сундука выскочил заяц и во всю прыть бежать пустился.
Глядь – а за ним уж волк гонится, нагнал, ухватил и в клочки разорвал.
Тут вылетела из зайца утка и поднялась высоко-высоко. А за ней сокол кинулся, как ударит ее, так из утки яйцо выпало прямо в синее море. Иван-царевич при такой беде сел на берегу и залился горькими слезами …»

Читать еще:  Как правильно заполнять читательский дневник 1 класс

Задания №23 с объяснениями

1. К потребителям органических веществ в экосистеме относятся

1. Фотосинтезирующие бактерии

3. Хемосинтезирующие бактерии

Объяснение: потребители органических веществ — второе звено в пищевой цепи, первым звеном являются продуценты — зеленые растения, далее следуют консументы. Правильный ответ — 4

2. Растительноядные позвоночные животные в цепи питания являются

Объяснение: растительноядные позвоночные животные являются вторым звеном в цепи питания, то есть консументами (1-го порядка). Правильный ответ — 3

3. Продолжите цепь питания: пшеница → полевая мышь →

Объяснение: третьим звеном в данной цепи должен быть плотоядный организм- консумент 2-го порядка, например, лисица. Правильный ответ — 4

4. Хемосинтезирующие бактерии в экосистеме

1. Разлагают минеральные вещества

2. Разлагают органические вещества до минеральных

3. Создают органические вещества из неорганических

4. Потребляют готовые органические вещества

Объяснение: у таких бактерий процесс, при помощи которого они получают энергию — хемосинтез, при этом собираются органические вещества из неорганических. Правильный ответ — 3

5. Определите правильно составленную пищевую цепь пресноводного водоема

1. Водоросли → дафнии → мальки рыб → окунь

2. Водоросли → мальки рыб → дафнии → окунь

3. Окунь → мальки рыб → дафнии → водоросли

4. Окунь → дафнии → мальки рыб → водоросли

Объяснение: так выглядит любая пищевая цепь: продуцент → консумент (или несколько) → редуцент. Среди перечисленных водоросли — продуценты, а окунь, мальки рыб и дафнии — консументы. Надо только определить их правильную последовательность. Как мы знаем, дафнии питаются водорослями, мальки рыб — дафниями, а окунь — мальками рыб. Правильный ответ — 1

6. Растительноядные позвоночные животные в биоценозе играют роль

1. Потребителей органических веществ

2. Потребителей неорганических веществ

3. Конечного звена цепи питания

4. Конечных разрушителей органических веществ

Объяснение: растительноядные позвоночные животные являются консументами 1-го порядка, а, значит, потребителями органических веществ. Правильный ответ — 1

7. Почему водоросли в экосистеме пруда относят к организмам-производителям?

1. Потребляют готовые органические вещества

2. Разлагают органические вещества

3. Создают органические вещества из неорганических

4. Участвуют в круговороте веществ

Объяснение: водоросли являются продуцентами, так как образуют органические вещества из неорганических. Правильный ответ — 3

8. Роль организмов-консументов состоит в

1. Установлении симбиоза с растениями

2. Использовании ими солнечной энергии

3. Использовании неорганических веществ

4. Преобразовании органических веществ

Объяснение: организмы-консументы потребляют органические вещества и преобразуют их. Правильный ответ — 4

9. Группу организмов, которые в биогеоценозе начинают преобразование солнечной энергии, называют

1. Консументами 1-го порядка

4. Консументами 2-го порядка

Объяснение: преобразование энергии в любой цепи питания начинается с зеленых растений — продуцентов. Правильный ответ — 3

10. Начальное звено в цепи питания обычно составляют

Объяснение: любая пищевая цепь начинается с преобразования солнечной энергии зелеными растениями. Правильный ответ — 4

Автор решения: Лунькова Е.Ю.

Задания для самостоятельного решения

1. Сокращение численности хищных животных в лесных биоценозах приведет к

1. Распространению заболеваний среди травоядных животных

2. Увеличению видового разнообразия растений

3. Уменьшению видового разнообразия растений

4. Расширению кормовой базы насекомоядных птиц

2. Численность популяции колорадского жука, завезенного из Америки в Европу, сильно возросла из-за

1. Систематического окучивания картофеля

2. Отсутствия врагов и конкурентов

3. Использования в пищу разнообразных кормов

4. Более благоприятного климата

3. Растения-паразиты заразиху, петров крест относят к

3. Консументам 1-го порядка

4. Консументам 2-го порядка

4. У большинства видов растений и животных отсутствуют приспособления к антропогенным факторам вследствие того, что их воздействие

1. Проявляется постоянно

2. Имеет случайный характер

3. Зависит от климатических условий

4. Имеет ритмичный характер

5. Какую из экосистем называют агроэкосистемой?

1. Березовую рощу

6. Агроценоз, в отличие от биоценоза, характеризуется

1. Большим видовым многообразием

2. Замкнутым круговоротом веществ

3. Преобладанием монокультур

4. Разветвленными цепями питания

7. Искусственная экосистема характеризуется

1. Высокой численностью продуцентов одного вида

2. Удлиненными пастбищными цепями

3. Удлиненными детритными цепями

4. Многократным использованием энергии продуцентов и консументов

8. Водоросли — важнейший компонент водной экосистемы, так как они

1. Поглощают частицы ила

2. Выполняют роль редуцентов

3. Поглощают минеральные вещества всей поверхностью тела

4. Обогащают воду кислородом и создают органические вещества

9. Поле следует считать агроценозом, так как в нем, в отличие от природного биогеоценоза,

1. Преобладают монокультуры

2. Имеются цепи питания

3. Происходит круговорот веществ

4. Обитают различные виды

10. Грибы в экосистеме леса относят к редуцентам, так как они

1. Разлагают органические вещества до минеральных

2. Синтезируют органические вещества из минеральных

3. Потребляют готовые органические вещества

4. Осуществляют круговорот веществ

11. Роль растений в биоценозе —

1. Потребление и преобразование органических веществ

2. Создание органических веществ из неорганических

3. Разложение органических веществ до неорганических

4. Поглощение азота из атмосферы

12. К биотическим компонентам экосистемы относят

1. Газовый состав атмосферы

2. Атмосферное давление

3. Особенности климата и погоды

4. Звенья пищевых цепей

13. Консументы в биогеоценозе

1. Потребляют готовые органические вещества

2. Осуществляют первичный синтез углеводов

3. Разлагают остатки органических веществ

4. Преобразуют солнечную энергию

14. В экосистеме озера к консументам относят

1. Рыб и земноводных

3. Водоросли и цветковые растения

4. Микроскопические грибы

15. В биогеоценозе заливного луга к редуцентам относят

2. Бактерии и грибы

3. Мышевидных грызунов

4. Растительноядных насекомых

16. В экосистеме елового леса, как и в экосистеме озера, биомасса растительноядных животных превышает биомассу хищников, так как

1. Они крупнее хищников

2. В их организмах заключено меньше энергии, чем в организмах хищников

3. Их численность ниже, чем численность хищников

4. Потери энергии при переходе от одного трофического уровня к другому составляют 90%

17. Непрерывное перемещение углерода, азота и других элементов в биогеоценозах осуществляется в значительной степени благодаря

1. Действию абиотических факторов

2. Жизнедеятельности организмов

3. Действию климатических факторов

4. Вулканической деятельности

18. Первичный источник энергии для круговорота веществ в большинстве биогеоценозов —

1. Солнечный свет

2. Деятельность продуцентов в экосистеме

3. Деятельность микроорганизмов

4. Окисление неорганических веществ

19. Биогеоценоз лиственного леса, в отличие от хвойного, характеризуется

1. Ярусным размещением организмов

2. Наличием организмов-продуцентов

3. Преобладанием биомассы консументов

4. Многообразием обитающих в нем видов

20. Организм какой функциональной группы завершает пищевую цепь?

1. Консумент второго порядка

3. Консумент первого порядка

21. Численность популяций разных видов в экосистеме поддерживается на относительно постоянном уровне благодаря

2. Круговороту веществ

3. Обмену веществ

4. Равному соотношению полов

22. Неоднократное использование живыми организмами химических веществ в экосистеме обеспечивает

2. Превращение энергии в цепях питания

3. Колебание численности популяций

4. Круговорот веществ

23. Взаимодействие божьих коровок и тлей — пример

24. Отношения между обыкновенной белкой и таежным клещом называют

25. Минерализация органических соединений почвы осуществляется благодаря деятельности

2. Шляпочных грибов

3. Корней растений

4. Наземных животных

Задания взяты из сборников заданий ЕГЭ за 2016 и 2014 годы авторов: Г.С. Калиновой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector